Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ
Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство преподавателя, т.е. такая работа, которая даёт наилучший педагогический результат. Признаки АПО АктуальностьНаучностьРезультативностьНовизнаОптимальностьСтабильность Перспективность и возможность использования
Этапы работы 1.Выбор темы, представляющей наибольший интерес и актуальность 2.Изучение литературы по избранной теме 3.Планирование работы по данной теме 4.Сбор и обработка материала 5.Анализ и обобщение накопленного материала 6.Литературное оформление
Формы обобщения опыта РефератДокладСтатья Методическая разработка или рекомендации Целостное описание
Структура целостного описания опыта 1.Введение: Аннотация об опыте (данные о носителе, решаемые проблемы, идея, диапазон использования, адресная направленность) Аннотация об опыте (данные о носителе, решаемые проблемы, идея, диапазон использования, адресная направленность) Тема, цель Тема, цель Актуальность и перспективность опыта Актуальность и перспективность опыта Условия возникновения и становления Условия возникновения и становления Новизна данного опыта Новизна данного опыта
Структура целостного описания опыта 2. Вычленение противоречий Причины побудившие заняться поиском иных подходов к обучению и воспитанию Причины побудившие заняться поиском иных подходов к обучению и воспитанию Постановка задач и их разрешение Постановка задач и их разрешение Формулировка проблемы в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки Формулировка проблемы в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки Выявление находок, новинки в работе Выявление находок, новинки в работе
Структура целостного описания опыта 3.Научно-методическое обоснование Анализ литературы с вычленением идей, на которые опирается педагог, при этом акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Анализ литературы с вычленением идей, на которые опирается педагог, при этом акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
Структура целостного описания опыта 4.Описание сущности опыта, ведущая идея !!! Цель (для чего) Цель (для чего) Содержание (что) Содержание (что) Методы и средства (как) Методы и средства (как) Результат (какой) Результат (какой)
Структура целостного описания опыта 5.Условия, при которых создавался опыт Личностные и профессиональные качества педагога Личностные и профессиональные качества педагога Возрастные и личностные особенности воспитанников, уровень их обученности Возрастные и личностные особенности воспитанников, уровень их обученности Как обеспечивается формирование познавательных действий обучающихся с заданным конечным результатом Как обеспечивается формирование познавательных действий обучающихся с заданным конечным результатом Какие методические пособия используются Какие методические пособия используются Длительность функционирования, Длительность функционирования, динамика становления и развития динамика становления и развития
Структура целостного описания опыта 6. Результативность Таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, демонстрирующие динамику знаний, умений воспитанников, уровень воспитанности и интеллектуального развития по годам обучения (в сравнении) Таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, демонстрирующие динамику знаний, умений воспитанников, уровень воспитанности и интеллектуального развития по годам обучения (в сравнении) 7.Трудоемкость опыта Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса 8.Доступность опыта Возможность использования другими Возможность использования другими
Приложения к описанию опыта работы Программы (авторские, модифицированные), проекты Программы (авторские, модифицированные), проекты Тематическое планирование Тематическое планирование Поурочные планы Поурочные планы Система занятий по теме опыта Система занятий по теме опыта Компьютерное обеспечение занятий Компьютерное обеспечение занятий Сценарии вечеров, праздников и т.п. Сценарии вечеров, праздников и т.п. Творческие работы воспитанников Творческие работы воспитанников Данные о выпускниках и бывших воспитанников Данные о выпускниках и бывших воспитанников
Реферат как форма обобщения опыта Реферат – это своеобразный отчёт о самостоятельном изучении материала, анализ теоретических источников и практической деятельности по выбранной теме. Оформление в соответствии с ГОСТ «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»
Структура реферата 1.Титульный лист наименование вышестоящей организации наименование вышестоящей организации наименование организации, где выполнялась работа наименование организации, где выполнялась работа наименование работы (реферат) наименование работы (реферат) тема тема сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы) сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы) город и год выполнения город и год выполнения 2. Оглавление Введение Введение Наименование всех глав разделов, подразделов, пунктов Наименование всех глав разделов, подразделов, пунктов Заключение Заключение Список использованных источников Список использованных источников 3. Приложения (при наличии)
ВведениеСодержит: краткую оценку состояния исследуемого вопроса краткую оценку состояния исследуемого вопроса описание проблемы и актуальности выбранной темы, описание проблемы и актуальности выбранной темы, описание целей и задач исследования, объекта и предмета описание целей и задач исследования, объекта и предмета используемых методов, методики и технологии используемых методов, методики и технологии оценку практической значимости полученных результатов оценку практической значимости полученных результатов
Основная часть обоснование выбранной темы, методы решения задачи, описание выбранной методики обоснование выбранной темы, методы решения задачи, описание выбранной методики процесс теоретических или экспериментальных исследований включая принципы действия разработанных программ и их характеристики процесс теоретических или экспериментальных исследований включая принципы действия разработанных программ и их характеристики обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи
Заключение Краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценка полноты решения поставленных задач Краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценка полноты решения поставленных задач Список использованных источников В соответствии с ГОСТ «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» В соответствии с ГОСТ «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
Дополнительные сведения Суммарный объём введения и заключения должен составлять 1/10 часть от общего объёма реферата Суммарный объём введения и заключения должен составлять 1/10 часть от общего объёма реферата Необязательные элементы: перечень условных обозначений, сокращений и терминов, приложения Необязательные элементы: перечень условных обозначений, сокращений и терминов, приложения
Формы представления опыта Выступление на педагогическом совете Выступление на педагогическом совете Коллективный просмотр Коллективный просмотр Школа передового опыта Школа передового опыта Мастер-класс Мастер-класс Показ-панорама Показ-панорама Журнал передового опыта Журнал передового опыта Конспекты цикла занятий по теме и др. наглядные материалы Конспекты цикла занятий по теме и др. наглядные материалы Творческий отчет Творческий отчет