Методическая работа в школе Система работы с одарёнными детьми. Современные технологии Рекомендации Рекомендации Мероприятия Мероприятия
Цель работы с одарёнными детьми – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Позиция педагога: 1.Внимание к реальным проявлениям одарённости. 2.Владение способами выявления и развития одарённости. 3.Сопровождение социальной реализации одарённых учащихся.
Глоссарий Одаренность – общая способность сознательно направлять своё мышление (познавательная деятельность) на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. Виды одарённости: художественная, общая интеллектуальная (академическая), лидерская, практическая.
Общеобразовательная школа: Общая интеллектуальная одарённость – способность легко запоминать, сохранять и перерабатывать информацию, что даёт возможность преуспевать во многих областях знаний. Академическая одарённость проявляется в успешном обучении по отдельным учебным дисциплинам.
Компоненты одаренности. Конкретность мышления и способность к абстракции. Быстрота и точность выполнения умственных операций. Способность к логическому мышлению. Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации. Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса.
Лингвистическая одарённость: Способность к целостному и логическому восприятию языкового материала, схватыванию формальной структуры упражнения, задачи. Стремление к ясности, простоте и чёткости при выражении своего суждения. Хранение лингвистической информации. Языковая память и интуиция, большой словарный запас, его активное использование. Хорошо сформированная и свободная речевая деятельность.
Педагогу необходимо : 1.Постоянно стимулировать познавательную активность и познавательную мотивацию. 2.Развивать творческое мышление через организацию творческого познавательный процесса. 3.Осуществлять выбор деятельности, в которой ребенок будет успешным.
Высокий уровень познавательной активности - первая составляющая одарённости. Педагогу следует: Поощрять и организовывать знакомство с материалом, который не включается в стандартный материал. Поощрять глубокую проработку темы. Осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями. Развивать понятийный аппарат. Формировать мыслительную гибкость за счёт материалов, времени и ресурсов. Предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач. Поощрять творческое и продуктивное мышление.
Интеллект – вторая составляющая одарённости. Два типа направленности интеллекта: практический и теоретический Доминантой практического интеллекта может стать проектная деятельность. Проекты для практико-ориентированных учащихся: - разработка таблиц, конспектов, схем по темам, -подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, -подготовка и проведение ролевой обучающей игры, -подготовка и проведение «урока без учителя».
Интеллект – вторая составляющая одарённости. Проекты для учащихся с теоретической доминантой. По содержанию: исследовательский или творческий, По способу реализации: 1) проблемно-реферативный (творческая работа, созданная на основе нескольких научных источников, предполагающих сопоставление их, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы), 2) исследовательский (имеющий собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы), 3) проект по подготовке и проведению урока- конференции
Креативность – третья составляющая одарённости. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.
Методические приёмы, стимулирующие воображение, фантазию, развитие творческого потенциала. Приём «Если бы» (предлагается составить описание или словесную картину о том, что произойдет, если что-то исчезнет или изменится) Приём гиперболизации (сознательно увеличивается или уменьшается объект познания, части или качества) Приём агглютинации (предлагается соединить несоединимые качества, свойства, части объекта и описать получившийся объект) Приём символизации (создание символа, несущего в обобщенной форме знание об изучаемом объекте) Приём инверсии (когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально новая альтернатива решения) (достаточно использование 2 приёмов)
Способы развития одарённости на уроке. Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям. Готовить дополнительную информацию по теме, предлагая различные источники информации (электронный учебник, Интернет, энциклопедии, справочники, виртуальные экскурсии). Устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями. Обнаруживать срытые зависимости и связи.
Способы развития одарённости на уроке. Построение гипотез. Интегрирование и синтез информации (таблицы, схемы) Составление творческих заданий разного типа. Формулировка выводов учащимися. Работа в роли руководителя группы или эксперта
Проблемно-диалогический метод обучения. 1.Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока. 2.Ученики выдвигают гипотезы, идеи. 3.Ученики проводят исследование – собирают информацию для своих гипотез. 4.Подтверждают или опровергают гипотезы: сообщают свою информацию, систематизируют материал. 5.Подводят итоги, планируют дальнейшую работу. (в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
ИОП для одарённых детей. Акцент: самостоятельная работа учащихся. 1.Составить план занятий с ребёнком. 2.Организовать консультации по сложным темам. 3.Выбрать формы отчёта ученику по темам (тесты, вопросы, проект…). Для ученика: название темы, план изучения, основные вопросы, понятия, термины, практическая работа, список литературы, форма контроля, задания для самопроверки. Для учителя: анализ результатов = таблица: предмет, дата, время консультаций, главные вопросы, дополнительные вопросы. (этот способ обучения наиболее эффективен в развитии способностей у учащихся)