1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО
2 ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения); объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ); объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся); обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно- исследовательские коллективы и так далее). К общественности могут относиться: Группы экспертов: по социальным проблемам образования (изучают образовательные запросы и проблемы населения - социологи, психологи, организаторы образования); по вопросам управления образовательными системами (независимые от органов управления образованием)
3 Цель: разъяснительная работа среди общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Формы и способы: Тематические родительские собрания, заседания органов ГОУ Публикации в местных СМИ Информация на школьных стендах Раздел на школьном сайте, Интернет- страничка
4 ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Цель: определение отношения общественности и родителей к введению ФГОС, корректировка плана внедрения. Формы и способы: Опрос родителей, педагогов, общественности, в т.ч. на сайте школы. Анализ выступлений, предложений родителей на родительских собраниях Анализ общих тенденций в обществе по отношению к ФГОС (СМИ, ТV, Интернет-сайты)
5 ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Опрос. Какой вопрос должен стать приоритетным в диалоге специалистов о повышении качества образования обучающихся при реализации ФГОС? ВопросКол-во чел% Научно-методическое и информационное обеспечение внедрения ФГОС % Подготовка учителей начальных классов к работе по ФГОС % Особенности организации внеурочной деятельности % Всего 55
6 ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Опрос. Какие шаги должен сделать руководитель школы при подготовке к внедрению ФГОС Шаги% ответивших Подробно изучить нормативную базу ФГОС66% Обеспечить программное сопровождение процесса55% Обучить педагогов53% Усовершенствовать материально-техническую базу50% Внедрить систему материальных и нематериальных стимулов 42% Разработать нормативно-правовую и регламентирующую документацию 37% Методически усилить образовательный процесс34% Подготовить родителей32%
7 Цель: привлечение органов ГОУ к введению ФГОС Государственно-общественное управление образованием постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении общим образованием, с одной стороны, представителей интересов государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители ОУ) и, с другой стороны, представителей интересов гражданского общества, населения система управления, основанная на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития ОУ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО
8 ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Признаки государственно-общественного управления образованием наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов
9 ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Виды институтов общественного участия в управлении школой: Совет школы («Школьный совет», «Управляющий совет», «Совет общеобразовательного учреждения») – «внутренний» орган самоуправления школы, компетенция которого определяется уставом ОУ (Устав составляется на основе Типового положения, что позволяет через федеральный уровень регулирования выйти на необходимые нововведения в школе) Попечительский совет – «внешнее» по отношению к школе, самостоятельное юридическое лицо, создающееся обычно в виде некоммерческой организации (фонд, некоммерческое партнерство). По существу, вспомогательная и благотворительная структура
10 ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Полномочия органа общественного участия в управлении ОУ Предлагать пути решения школьной администрации по определённым вопросам, Давать экспертное заключение на какие-либо документы, Рекомендовать способы, методы решения, Согласовывать решения школьной администрации по определённым вопросам, Участвовать в принятии решений школьной администрации Контролировать решения школьной администрации по определённым вопросам
1. Решение органа ГОУ о введении в образовательном учреждении ФГОС. 2. Экспертиза и согласование изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения в связи с внедрением ФГОС 3. Экспертиза основной образовательной программы. 4. Согласование объема расходов, необходимых для реализации ООП, а также механизма их формирования. 5. Согласование проекта и плана-графика внедрения ФГОС. Кафедра теории и практики управления образованием НИРО ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОУ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС
12 ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Общественная экспертиза Общественная экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Цель экспертизы: установление соответствия условий реализации образовательного процесса существующим требованиям и нормам как установленным государством, так и требованиям общественного заказчика Результат экспертизы: экспертное заключение, включающее рекомендации, используемые в процессе разработки и реализации решений органов управления ОУ.
13 Требованиями к качеству информации, включаемой в Публичный доклад, являются: актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования; достоверность – информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности; необходимость и достаточность – приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация может быть приведена в приложении. Решение о том, является ли та или иная информация актуальной, основывается на консультациях с потребителями образовательных услуг и выборе вопросов, представляющих общественный интерес. ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО
14 ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Разделы Публичного доклада, в которых может быть отражена информация о внедрении ФГОС Название разделаСодержание 2.Особенности образовательного процесса Характеристика образовательных программ по ступеням обучения. Дополнительные образовательные услуги. Организация изучения иностранных языков. Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии. Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Характеристика системы психолого-медико- социального сопровождения (логопеды, психологи, социальные педагоги и др.). Характеристика внутришкольной системы оценки качества.
15 ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Название раздела Содержание 3. Условия осуществлени я образовател ьного процесса Режим работы. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность. IT-инфраструктура. Условия для занятий физкультурой и спортом. Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования. Организация охраны, питания и медицинского обслуживания. Условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги). Средняя наполняемость классов.
16 ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Название разделаСодержание 4. Результаты деятельности учреждения, качество образования Достижения учащихся в олимпиадах (региональных и всероссийских). Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски). Данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья). Достижения учащихся и их коллективов (объединений, команд) в районных, областных, федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п. Достижения учреждения в конкурсах. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. 8. Заключение. Перспективы и планы развития Новые проекты, программы и технологии. Планируемые структурные преобразования в учреждении. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году.
17 ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Раздел о внедрении ФГОС в Публичном отчете. Размещение Публичного отчета на сайте школы
18 Кафедра теории и практики управления образованием НИРО КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КритерииДокументы, программы, материалы Разработаны технологии и процедуры предоставлени я информации о внедрении ФГОС партнерам ОУ во внешней среде. Информационные ресурсы ОУ (сайт, Интернет-страничка и т.д.) с информацией о ФГОС, в т.ч. с банком нормативных документов по ФГОС Аналитика изучения общественного мнения, в первую очередь- родителей по вопросам введения новых стандартов. Протоколы родительских собраний, заседаний органов ГОУ, публикации в СМИ Наличие в публичном докладе ОУ раздела по внедрению ФГОС, адрес страницы сайта с Публичным докладом.