Самооценка, общественная аккредитация ООП и государственная аккредитация вузов Самощенко Лариса Сергеевна
Введение В Преамбуле «Всемирной декларации о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры», принятой ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 г., подчеркивается, «…что существенное изменение и развитие высшего образования, повышение его качества и адекватности, а также решение основных проблем, с которым оно сталкивается, требует активного привлечения не только правительств и высших учебных заведений, но и всех заинтересованных лиц, включая студентов и их семьи, преподавателей,
Введение представителей деловых кругов и промышленности, государственный и частный секторы экономики, парламенты, средства информации, сообщества, профессиональные ассоциации и общество; они также требуют большей ответственности высших учебных заведений перед обществом и их подотчетности в вопросах использования государственных и частных, национальных и международных ресурсов
Введение … системы высшего образования должны… удовлетворять социальные потребности и содействовать обеспечению справедливости и равенства; сохранять и практиковать научную требовательность и оригинальность, действуя в духе беспристрастности, что является основополагающим условием достижения и поддержания необходимого уровня качества; уделять в своей работе основное внимание студентам, исходя из перспективы образования на протяжении всей жизни, с тем, чтобы обеспечить их всестороннюю интеграцию в глобальное общество знаний грядущего столетия
Введение В Статье 11 «Оценка качества» подчеркивается, что « а)…Важнейшее значение для повышения качества имеет внутренняя самооценка наряду с внешней оценкой силами независимых специализированных международных экспертов, по возможности с соблюдением гласности. Следует учредить независимые национальные инстанции и определить сравнительные нормы качества, пользующиеся международным признанием. Должное внимание следует уделять конкретным институциональным, национальным и региональным условиям, с тем, чтобы учитывать многообразие и избегать унификации»
Введение В разделе «Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования» (п.6) указывается: «При определении приоритетов своих программ и структур высшим учебным заведениям следует: в) …развивать свою способность выступать с предостережениями в свете анализа возникающих социальных, культурных, экономических и политических тенденций на основе многодисциплинарного и трансдисциплинарного подхода с уделением особого внимания: - высокому качеству обучения и четкому пониманию его социальной значимости и его научно обоснованной функции предвидения;
Введение - основам общечеловеческой этики, применимым к каждой профессии и ко всем видам человеческой деятельности; ж) обеспечивать высокое качество, соответствующее международным требованиям; рассматривать как внутреннюю, так и внешнюю отчетность и оценку, при уважении автономии и академических свобод, в качестве нормального и неотъемлемого механизма своего функционирования и институциализировать специально предназначенные для этого транспарентные системы, структуры или механизмы».
Цели и задачи общественно-профессиональной аккредитации ООП (инженерное образование) Характе ристика МеждународныеЕвропейскиеРоссийские Цели- подтверждение готовности выпускника к инженерной деятельности; - совершенствование инженерного образования (ИО); - инновации в ИО; - подтверждение необходимости и полезности ОП для общества - улучшить качество инженерных образовательных программ; - облегчить процедуру международного признания степеней; обеспечение высокого качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области техники и технологий ЗадачиПомочь - абитуриентам при выборе университета; - работодателям при найме работников; - государству для поддержки хороших университетов; - инвесторам, желающим эффективно вложить деньги - сертифицировать выпускников; способствовать -признанию и мобильности специалистов; - соглашениям о взаимном признании информирование общества и заинтересованных организаций об аккредитованных ОП в российских вузах
Показатели государственной аккредитации Документально- содержательное обеспечение учебного процесса. 2.Информационное обеспечение учебного процесса. 3.Качество подготовки выпускников. 4.Структура подготовки кадров по основным образовательным программам. 5.Возможность продолжения образования 6.Научные исследования. 7.Научно-методическая работа. 8.Качественный состав научно- педагогических кадров. 9.Довузовская подготовка и отбор абитуриентов. 10.Востребованность выпускников Содержание подготовки Качество подготовки Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса Информатизация вуза Материально-техническая база Социальная поддержка студентов Спектр реализуемых основных образовательных программ Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Научные исследования Научно-методическая работа Качественный состав научно- педагогических кадров Содержание и уровень подготовки 1.2. Качество подготовки 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения 2.1. Спектр реализуемых образовательных программ 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Научная, научно- техническая деятельность, ее результативность 2.4. Методическая работа 2.5. Квалификация педагогических работников
Европейская система показателей Показатели 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности
Основные положения Внешняя оценкаВнутренняя оценка Внешняя оценка должна учитывать результаты внутренней оценки Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) Цели и задачи, методы и процедуры оценки опубликованы Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций Критерии принятия решений опубликованы Оценка качества подготовки студентов Соответствие процессов внешнего обеспечения качества поставленным целям и задачам. Гарантии качества преподавательского состава Публикация отчетов о проверках в открытой печати Ресурсы обучения и поддержка студентов Периодичность проведения внешней оценки Информационные системы Рекомендации по улучшению работы вуза Информирование общественности Публикация отчетов о состоянии процессов по обеспечению качества по ОП и в вузах
Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Показатели ENQA Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности
Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Общественно-профессиональная аккредитация ОП (АИОР) Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников Критерий 1. Цели программы Критерий 2. Содержание программы Критерий 3. Студенты и учебный процесс Критерий 4. Профессорско- преподавательский состав Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности Критерий 6. Материально- техническая база Критерий 7. Информационное обеспечение Критерий 8. Финансы и управление Критерий 9. Выпускники
Сравнение показателей Показатели общественно-профессиональной аккредитации (АИОР) Показатели ENQA Критерий 1. Цели программы Критерий 2. Содержание программы Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций Критерий 3. Студенты и учебный процесс Оценка качества подготовки студентов Критерий 4. Профессорско-преподавательский состав Гарантии качества преподавательского состава Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности Критерий 6. Материально-техническая база Критерий 8. Финансы и управление Ресурсы обучения и поддержка студентов Критерий 7. Информационное обеспечение Информационные системы Критерий 9. Выпускники Информирование общественности
Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Предлагаемые показатели Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников 1.Результаты обучения студентов 2.Воспитательная и социально- культурная среда вуза 3. Образовательная среда вуза 4. Управление 5. Ресурсы 6. Информирование общественности 7. Профессорско- преподавательский состав
Оценочный лист «Воспитательная и социально- психологическая среда вуза» Показатель и его содержание Объективные свидетельства выполнения 2.1 Внеучебная работа со студентами Связь воспитательной работы с формированием общекультурных компетенций Спортивная подготовка и формирование приоритета здорового образа жизни Культурно-массовая работа и уровень сформированности общекультурных компетенций Комфортность условий обучения и проживания студентов 2.2. Социально-психологические факторы среды вуза, улучшающие качество обучения Система социальных и культурных норм и ценностей вуза, их соответствие миссии вуза Социальное партнерство в управлении вузом Условия для постоянного общения студентов и преподавателей Доступность образования для людей с ограниченными возможностями, иммигрантов и др. Сумма баллов Σ = ______
Оценка НИТУ на соответствие аккредитационным требованиям Показатель Оценка в баллах Структура и объем образовательной деятельности