Самооценка, общественная аккредитация ООП и государственная аккредитация вузов Самощенко Лариса Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Advertisements

Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества. Модели внутренней гарантии качества. Г.Ш.Омашова – начальник отдела Мониторинга и.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
КРИТЕРИИ / СТАНДАРТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ Алматы, март 2009 г. Ш.А.Искакова, эксперт НАЦ МОН РК, директор НИИ проблем качества образования НАО.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Март 2009 Две модели новой системы.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Рубин Юрий Борисович член-корреспондент Российской академии образования, председатель Аккредитационного совета АККОРК, член Совета директоров EFQUEL, доктор.
Секция 2. «Качество образования - критерии и индикаторы его оценки»
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования Общественно-профессиональная.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
Транксрипт:

Самооценка, общественная аккредитация ООП и государственная аккредитация вузов Самощенко Лариса Сергеевна

Введение В Преамбуле «Всемирной декларации о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры», принятой ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 г., подчеркивается, «…что существенное изменение и развитие высшего образования, повышение его качества и адекватности, а также решение основных проблем, с которым оно сталкивается, требует активного привлечения не только правительств и высших учебных заведений, но и всех заинтересованных лиц, включая студентов и их семьи, преподавателей,

Введение представителей деловых кругов и промышленности, государственный и частный секторы экономики, парламенты, средства информации, сообщества, профессиональные ассоциации и общество; они также требуют большей ответственности высших учебных заведений перед обществом и их подотчетности в вопросах использования государственных и частных, национальных и международных ресурсов

Введение … системы высшего образования должны… удовлетворять социальные потребности и содействовать обеспечению справедливости и равенства; сохранять и практиковать научную требовательность и оригинальность, действуя в духе беспристрастности, что является основополагающим условием достижения и поддержания необходимого уровня качества; уделять в своей работе основное внимание студентам, исходя из перспективы образования на протяжении всей жизни, с тем, чтобы обеспечить их всестороннюю интеграцию в глобальное общество знаний грядущего столетия

Введение В Статье 11 «Оценка качества» подчеркивается, что « а)…Важнейшее значение для повышения качества имеет внутренняя самооценка наряду с внешней оценкой силами независимых специализированных международных экспертов, по возможности с соблюдением гласности. Следует учредить независимые национальные инстанции и определить сравнительные нормы качества, пользующиеся международным признанием. Должное внимание следует уделять конкретным институциональным, национальным и региональным условиям, с тем, чтобы учитывать многообразие и избегать унификации»

Введение В разделе «Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования» (п.6) указывается: «При определении приоритетов своих программ и структур высшим учебным заведениям следует: в) …развивать свою способность выступать с предостережениями в свете анализа возникающих социальных, культурных, экономических и политических тенденций на основе многодисциплинарного и трансдисциплинарного подхода с уделением особого внимания: - высокому качеству обучения и четкому пониманию его социальной значимости и его научно обоснованной функции предвидения;

Введение - основам общечеловеческой этики, применимым к каждой профессии и ко всем видам человеческой деятельности; ж) обеспечивать высокое качество, соответствующее международным требованиям; рассматривать как внутреннюю, так и внешнюю отчетность и оценку, при уважении автономии и академических свобод, в качестве нормального и неотъемлемого механизма своего функционирования и институциализировать специально предназначенные для этого транспарентные системы, структуры или механизмы».

Цели и задачи общественно-профессиональной аккредитации ООП (инженерное образование) Характе ристика МеждународныеЕвропейскиеРоссийские Цели- подтверждение готовности выпускника к инженерной деятельности; - совершенствование инженерного образования (ИО); - инновации в ИО; - подтверждение необходимости и полезности ОП для общества - улучшить качество инженерных образовательных программ; - облегчить процедуру международного признания степеней; обеспечение высокого качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области техники и технологий ЗадачиПомочь - абитуриентам при выборе университета; - работодателям при найме работников; - государству для поддержки хороших университетов; - инвесторам, желающим эффективно вложить деньги - сертифицировать выпускников; способствовать -признанию и мобильности специалистов; - соглашениям о взаимном признании информирование общества и заинтересованных организаций об аккредитованных ОП в российских вузах

Показатели государственной аккредитации Документально- содержательное обеспечение учебного процесса. 2.Информационное обеспечение учебного процесса. 3.Качество подготовки выпускников. 4.Структура подготовки кадров по основным образовательным программам. 5.Возможность продолжения образования 6.Научные исследования. 7.Научно-методическая работа. 8.Качественный состав научно- педагогических кадров. 9.Довузовская подготовка и отбор абитуриентов. 10.Востребованность выпускников Содержание подготовки Качество подготовки Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса Информатизация вуза Материально-техническая база Социальная поддержка студентов Спектр реализуемых основных образовательных программ Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Научные исследования Научно-методическая работа Качественный состав научно- педагогических кадров Содержание и уровень подготовки 1.2. Качество подготовки 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения 2.1. Спектр реализуемых образовательных программ 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Научная, научно- техническая деятельность, ее результативность 2.4. Методическая работа 2.5. Квалификация педагогических работников

Европейская система показателей Показатели 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности

Основные положения Внешняя оценкаВнутренняя оценка Внешняя оценка должна учитывать результаты внутренней оценки Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) Цели и задачи, методы и процедуры оценки опубликованы Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций Критерии принятия решений опубликованы Оценка качества подготовки студентов Соответствие процессов внешнего обеспечения качества поставленным целям и задачам. Гарантии качества преподавательского состава Публикация отчетов о проверках в открытой печати Ресурсы обучения и поддержка студентов Периодичность проведения внешней оценки Информационные системы Рекомендации по улучшению работы вуза Информирование общественности Публикация отчетов о состоянии процессов по обеспечению качества по ОП и в вузах

Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Показатели ENQA Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности

Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Общественно-профессиональная аккредитация ОП (АИОР) Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников Критерий 1. Цели программы Критерий 2. Содержание программы Критерий 3. Студенты и учебный процесс Критерий 4. Профессорско- преподавательский состав Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности Критерий 6. Материально- техническая база Критерий 7. Информационное обеспечение Критерий 8. Финансы и управление Критерий 9. Выпускники

Сравнение показателей Показатели общественно-профессиональной аккредитации (АИОР) Показатели ENQA Критерий 1. Цели программы Критерий 2. Содержание программы Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций Критерий 3. Студенты и учебный процесс Оценка качества подготовки студентов Критерий 4. Профессорско-преподавательский состав Гарантии качества преподавательского состава Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности Критерий 6. Материально-техническая база Критерий 8. Финансы и управление Ресурсы обучения и поддержка студентов Критерий 7. Информационное обеспечение Информационные системы Критерий 9. Выпускники Информирование общественности

Сравнение показателей Государственная аккредитация вузов Предлагаемые показатели Показатель 1.1 Содержание и уровень подготовки Показатель 1.2 Качество подготовки Показатель 1.3 Воспитательная деятельность образовательного учреждения Показатель 2.1 Спектр реализуемых основных образовательных программ Показатель 2.2 Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3 Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4 Методическая работа Показатель 2.5 Квалификация педагогических работников 1.Результаты обучения студентов 2.Воспитательная и социально- культурная среда вуза 3. Образовательная среда вуза 4. Управление 5. Ресурсы 6. Информирование общественности 7. Профессорско- преподавательский состав

Оценочный лист «Воспитательная и социально- психологическая среда вуза» Показатель и его содержание Объективные свидетельства выполнения 2.1 Внеучебная работа со студентами Связь воспитательной работы с формированием общекультурных компетенций Спортивная подготовка и формирование приоритета здорового образа жизни Культурно-массовая работа и уровень сформированности общекультурных компетенций Комфортность условий обучения и проживания студентов 2.2. Социально-психологические факторы среды вуза, улучшающие качество обучения Система социальных и культурных норм и ценностей вуза, их соответствие миссии вуза Социальное партнерство в управлении вузом Условия для постоянного общения студентов и преподавателей Доступность образования для людей с ограниченными возможностями, иммигрантов и др. Сумма баллов Σ = ______

Оценка НИТУ на соответствие аккредитационным требованиям Показатель Оценка в баллах Структура и объем образовательной деятельности