1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Россия в м еждународных рейтингах университетов О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А.Вознесенская Москва, 2008
2 Предмет исследования Результаты двух наиболее признанных международных рейтингов вузов за 2007 год: - Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities – ARWU),ежегодно с 2003 года проводимый Институтом высшего образования при Шанхайском университете[1] и охватывающий 500 лучших университетов; - Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities – ARWU),ежегодно с 2003 года проводимый Институтом высшего образования при Шанхайском университете[1] и охватывающий 500 лучших университетов;[1] - Международный рейтинг Приложения по высшему образованию к газете «Таймс» (Times Higher Education Supplement)[2], впервые опубликованный в 2004 г., включающий 200 лучших университетов мира. - Международный рейтинг Приложения по высшему образованию к газете «Таймс» (Times Higher Education Supplement)[2], впервые опубликованный в 2004 г., включающий 200 лучших университетов мира.[2] Источники [1][1]Academic Ranking of World Universities Methodologies and Problems/ N.C. LIU and CHENG Institute of Higher Education, Shanghai Jiao Tong University, Shanghai , China [1] [2][2] Times Higher Education Supplement [2] [3][3]Карпенко О.М.,Бершадская М.Д.,Вознесенская Ю.А. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования. //Инновации в образовании.М., 2007, 6. [3] [4][4] Артюшина И. А. Российские вузы в зарубежных рейтингах.// Платное образование.2007, 6. [4] [5][5] 3]Карпенко О.М.,Бершадская М.Д.,Вознесенская Ю.А Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы.// Социология образования.М.,2007,12. 3] [5]3]
3 Методологические основы рейтингов Критерий Шанхайский рейтинг Рейтинг «Таймс» Индикатор Вес % Индикатор Научные исследования 1) Количество статей, в Nature и Science 2) Количество статей с высокими индексами цитирования ) Академическая экспертная оценка 2) Индекс цитируемости 4020 Квалификация ППС 3) Количество преподавателей - Нобелевских лауреатов и отмеченных другими международными наградами 4) Индекс цитируемости Качество обучения 5) Количество выпускников вуза, ставших Нобелевскими лауреатами и получивших медали в определенных областях знаний 10 3) Соотношение численности преподавателей и студентов 20 Академическая производитель- ность 6) Отношение суммарного количества баллов пяти индикаторам (1-5) к численности академического персонала полного рабочего дня 10- Трудоустройствовыпускников- 4) Отчеты рекруторских компаний 10 Интернационализа- ция - 5) Иностранные преподаватели 6) Иностранные студенты 55
4 Распределение по странам 200 лучших вузов мира Шанхайский рейтинг
5 Распределение по странам 200 лучших вузов мира рейтинг «Таймс»
6 О России Международный рейтинг российских университетов заметно снизился в 2007 году по сравнению с предыдущим годом. Всего за год два ведущих вуза России (МГУ и СПбГУ), входившие в 2006 году в 200 лучших вузов мира по версии «Таймс», полностью утратили свои позиции в общем рейтинге, хотя МГУ вошел в 50 лучших вузов по естественным наукам (27 место), В Шанхайском рейтинге 2007 года МГУ занимает 76 место (в 2006 году МГУ занимал 66 место), СПбГУ поделил с другими университетами мира с 305 по 402 места. Потеря Россией позиций в рейтинге, учитывающем в основном не «прошлые достижения», а современные характеристики вузов, является тревожным фактом, который нельзя не учитывать при определении стратегии развития нашего университетского образования. Потеря Россией позиций в рейтинге, учитывающем в основном не «прошлые достижения», а современные характеристики вузов, является тревожным фактом, который нельзя не учитывать при определении стратегии развития нашего университетского образования.
7 Сопоставление результатов рейтингов 2006 и 2007 годов (версия «Таймс») по количеству национальных университетов, вошедших в 200 лучших вузов мира: а) ухудшение результатов в 2007 г. б) улучшение результатов
8 Распределение мегауниверситетов по странам Хотя развитие дистанционного образования уже стало общемировой тенденцией, пока нет фундаментальных исследований по разработке индикаторов, на основе которых можно создать рейтинг вузов дистанционного обучения.
9 Наш адрес: Спасибо за внимание Спасибо за внимание