«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Роль библейских глав Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции Тема совести и веры человека Тема совести и веры человека Проблема творчества и судьбы художника Проблема творчества и судьбы художника
Булгаков М. А.
Зигмунд Фрейд Исследования творчества Булгакова наводят многих ученых на мысль, что на философскую концепцию романа повлияли взгляды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, его работа Я и ОНО о выделении Я, ОНО и Я - идеала в человеке.
Композицию романа образуют три причудливо сплетенных между собой сюжетных линии, в каждой из которых своеобразно преломились элементы фрейдовского представления о человеческой психике.
В библейских главах романа – олицетворение Я - идеала : герой стремится к добру, истине и говорит только правду. Иисус из Назарета и Иешуа Га - Ноцри
В московских главах - похождения ОНО Воланда и его свиты, обличающей людские низкие Страсти и пороки.
Кто ж е о лицетворяет Я … Кто ж е о лицетворяет Я ? ТАК кто же олицетворяет Я ? !
Все другие…
Павел Флоренский Трехмирность Мастера и Маргариты можно соотнести со взглядами известного русского религиозного философа, богослова и ученого - математика П. А. Флоренского Он писал :... Истина есть единая сущность о трех ипостасях ….
Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток двух «миров» - «земного», содержащего в себе жизнь Москвы 30-х годов, и «библейского», включающего в себя персонажей, связанных с историей смерти Иешуа (Христа). Эти два мира пересекаются в своеобразном «третьем мире» - мире вечности. «Троемирие»- основная философская концепция булгаковского романа – не открытие Булгакова. Как философская категория оно существует в трудах выдающегося украинского ученого Григория Саввича Сковороды.
Григорий Сковорода Каждый из трех миров имеет две натуры : видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. Библейский, Символический человеческий, микрокосм Космический. Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. частный главный мир Космический. Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Библейский, Символический человеческий, микрокосм
У человека имеются два тела и два сердца : тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть внешний и внутренний,» И последний никогда не погибает : умирая, он только лишается своего. земного тела В романе Мастер и Маргарита двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбе добра и зла.
__________________________________________ ?Воланд ? Соблазняет, искушает Становится Палачом порока Князь тьмы Дьявол Сатана Черт
… ТАК К ТО Ж Т Ы, Н АКОНЕЦ ? - Я – Ч АСТЬ Т ОЙ С ИЛЫ, Ч ТО В ЕЧНО Х ОЧЕТ З ЛА И ВЕЧНО С ОВЕРШАЕТ Б ЛАГО. Г ЁТЕ « ФАУСТ ». Воланд - это дьявол, сатана, " князь тьмы ", " дух зла и повелитель теней ". Все эти определения встречаются в тексте романа. Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля " Фауста " ( ) Иоганна Вольфганга Гёте ( ), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно ( ) " Фауст " (1859). Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу : " Дворянин Воланд идет !".
Иммануил Кант Идеи Бога, свободы, бессмертия теоретически недоказуемы, но являются необходимой предпосылкой нравственности. Идеи Бога, свободы, бессмертия теоретически недоказуемы, но являются необходимой предпосылкой нравственности. Бог не чудотворец, а проявление высшей нравственности. Бог не чудотворец, а проявление высшей нравственности. Решающее доказательство бытия Бога – существование в сознании человека морального закона, «доброй воли», идеи добра. Решающее доказательство бытия Бога – существование в сознании человека морального закона, «доброй воли», идеи добра.
Булгаков переосмыслил евангельский сюжет. Иешуа Га-Ноцри не сын Божий, а сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги
Роль библейских глав В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»: Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
Если Б ога н ет, к то ж е управляет ж изнью человеческой и в сем в ообще распорядком н а з емле ?» Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет непрерывный поток истины, следование высоким идеалам справедливости, милосердия
-Вы - писатель? -Я - МАСТЕР.
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
Два мнения 1. Это наказание за малодушие: он не дописал роман, сдался. 2. Мастер обрёл то, что о чём мечтал: обрел желанный уют, верную спутницу жизни, будет писать так, как хочется, будет слушать музыку, постигать мудрость жизни. Где истина?
Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование определенным идеалам, идеям?
Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой, определяющей место этого человека в этом мире
Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»