Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА.
Advertisements

История прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.
ЗАДАЧИ: Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим.
Изобразительное искусство Кирсанова Надежда Владиславовна МОУ лицей 10 Город Советск.
Прялка исследовательская работа Колупаевой Арины ученицы 2 Б класса МБОУ СОШ 3, г.Петровск, Саратовской области. Руководитель: Тимощук Светлана Васильевна.
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Презентация для 6 класса коррекционной школы Подготовила учитель изо Афанасьева Ю. В. ГБОУ СКОШ 530 г. Москва.
Не мало промыслов бытовало в крестьянские времена в нашем Верхнетоемском районе. Наши предки занимались смолокурением, заготовкой леса, делали глиняную.
Эйхман А. А., учитель ИЗО, искусства МАОУ « СОШ 25», г. Сыктывкар, Республика Коми. Презентация составлена с использованием материалов ( репродукций ),
Внешний вид музея МБОУ Насонтовской ООШ. « Прялка ручная»
В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,- А.С.Пушкин.
Автор: учащаяся 6 класса МОУ «СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Уразова Яна I региональный метапредметный конкурс проектов и исследовательских.
Ритуалы индейцев: матэ. Шаманские ритуалы: огня, дождя, приглашения духов.
Русские прялки 5 класс МОУ « МБЛ» Учитель ИЗО Абрамова О.А.
В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса (русская народная песня)
В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщины, вплоть до глубокой старости. И.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далёком, давно забытом времени. Русская деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит.
Автор Шиян Владлен ученик 8 класса МБОУ «СОШ 4 им. А.М. Горького» Петропавловск- Камчатский МУЗЕЙ старинных вещей.
МОУ СОШ 5 г.Нефтеюганска Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: Учитель изобразительного искусства Кавеева Алевтина Александровна.
Работу выполнила ученица 3 « А » класса МОУ СОШ 32 г. Нальчика Беззубова Валерия Руководитель : Атмурзаева Л. Т.
Транксрипт:

Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца... Ты о чем мечтаешь, Девица-краса?..

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по- разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. «В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней» - Александр Сергеевич Пушкин.

С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы, липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. А прялку изобрели в Древнем Риме.

Пряжа получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно. Приходи ко мне, миленочек, С тальянкой под окно». Частушка, Холмолгорский район.