Эффективная мотивация персонала Доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, к.э.н Докашенко Людмила Владимировна Оренбургский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОЛОДЁЖНАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Автор – Тимерханов Р.Ф. Соавтор – Нафикова Л.Р. Снижение текучести кадров на основе карьерного планирования,
Advertisements

Основные сведения по мотивации Теория Х Средний человек не любит работать и при любой возможности старается ее избежать Средний человек не любит работать.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
Кадровый потенциал предприятия §1. Понятие, состав и структура кадров предприятия § 2. Производительность труда § 3. Система мотивации труда.
Занятия на стажировочной площадке школы 22. Финансово-экономические механизмы обеспечения нового качества образования.
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Презентация на тему: Москва 2011.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Ваше Решение1 HR Мотивация персонала. Ваше Решение2 Теория мотивации S 3 S 2 S 1 S 4 S 5 S 6 ПОТРЕБНОСТИ ожидаемый паттерн ПОВЕДЕНИЯ МОДЕЛЕЙ Актуальная.
Теории мотивации. А. Маслоу Теория иерархии потребностей.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
1 Совершенствование процесса мотивации персонала (на примере ООО «Элегия») Студентка: Васильева Вероника Александровна Руководитель: Гуськова Марина Федоровна.
Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. В поведении людей важную роль играют потребности и интересы, которые.
Введение в теории мотивации. Потребность ценность Вознаграждение мотив Удовлетворенность или неудовлетворенность Мотивация – внутренний процесс, приводящий.
План: 1. Менеджмент: понятие, значение, связь с потребностями и вознаграждением 2. Содержательные и процессуальные теории мотивации 3. Стимулирование:
Тема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персонала.
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
Транксрипт:

Эффективная мотивация персонала Доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, к.э.н Докашенко Людмила Владимировна Оренбургский государственный университет Интерактивный бизнес - семинар

Мотивация трудовой деятельности - побуждение работника или группы работников к деятельности, направленной на достижени е целей организации, посредством удовлетворение их собственных потребностей Мотивация трудовой деятельности - побуждение работника или группы работников к деятельности, направленной на достижени е целей организации, посредством удовлетворение их собственных потребностей 2

Структурные элементы мотивации трудовой деятельности Мотив - внутреннее побуждение Мотив - внутреннее побуждение Цель - желаемый результат Цель - желаемый результат Ценности - набор стандартов и критериев оценки человека Ценности - набор стандартов и критериев оценки человека Потребность - нужда в чем- либо Потребность - нужда в чем- либо Ценностные ориентации - устойчивое отношение к материальным и духовным благам и ценностям Ценностные ориентации - устойчивое отношение к материальным и духовным благам и ценностям Стимул - внешнее побуждение Стимул - внешнее побуждение Вознаграждение - то, что человек считает ценным Вознаграждение - то, что человек считает ценным 3

Мировой опыт исследования мотивации Классические теории Классические теории Теория человеческих отношений Теория человеческих отношений «человек экономический» действуют экономические стимулы «человек социальный» стимулирование не только зарплатой, но и позитивным отношением к работнику «человеческие ресурсы» карьерный рост, удовлетворение от работы, развитие творческих способностей работника Теория человеческих ресурсов Теория человеческих ресурсов 4

Соотношение понятий «мотивирование» и «стимулирование» Стимулирование (внешнее) Стимулирование (внешнее) Мотивирование (внутреннее) Мотивирование (внутреннее) Внешнее воздействие на работников с целью непосредственного влияния на результаты труда и активизаци и деятельности работников. О бращение к первичным потребностям. Стимул задается извне. Побуждение посредством обращения к возвышенным потребностям, ориентация на личностные причины, побуждающие работника действовать. Источником мотивации выступают потребности как внутренний психический механизм. 5

Определение стимулирования труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации дополнительное к тарифной оплате труда вознаграждение работников за работу, не оговоренную трудовыми обязанностями (нормами труда) Стимул установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления ему определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем Стимулирование труда 6

Ограничение полномочий и удовлетворения потребностей работника, а также положительного вознаграждения. Наказание - - вербальное наказание (осуждение, замечание) ; - материальные санкции (штраф, лишение привилегий) ; - социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой). Формы наказаний Кратковременность влияния, поскольку наказания стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Недостатки 7

Пирамида потребностей А брахама Маслоу (американский психолог) Потребности высшего уровня Первичные потребности 8

Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда (американский психолог, исследователь успешных личностей) Потребность во власти Потребность во власти Потребность в принадлежности Потребность в достижении Потребности высшего уровня Ученый рекомендует опираться на потребности высшего уровня 9

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (американский психолог) Мотивационные факторы достижение результата; достижение результата; успех и признание за достижения; успех и признание за достижения; интерес к работе; интерес к работе; ответственность; ответственность; профессиональное совершенствование и карьерный рост. профессиональное совершенствование и карьерный рост. Гигиенические факторы политика компании и стиль управления; политика компании и стиль управления; методы контроля за персоналом; методы контроля за персоналом; отношения с коллегами на работе; отношения с коллегами на работе; уровень оплаты труда; уровень оплаты труда; статус работника в организации; статус работника в организации; условия и безопасность труда. условия и безопасность труда. Эффективная мотивация 10

Потребности ERG Потребность существования ( E xistence) Социальные потребности ( R elatedness) Потребность роста ( G rowth) Выживание (физиологическое благополучие) Значимость межличностных и социальных взаимоотношений Внутреннее стремление к развитию ERG -теория Клейтона Альдерфера (американский психолог) 11

Мотивы текучести кадров Мотивы текучести кадров – непосредственные причины, побуждающие работников увольняться. Неудовлетворенность условиями внутри предприятия (некомфортные условия на рабочем месте) Неудовлетворенность условиями внутри предприятия (некомфортные условия на рабочем месте) Неудовлетворенность качеством жизни (невозможность самореализоваться, неудовлетворение потребностей) Неудовлетворенность качеством жизни (невозможность самореализоваться, неудовлетворение потребностей) Мотивы личного характера (переезд, изменение семейного статуса) Мотивы личного характера (переезд, изменение семейного статуса) Профессионально- квалификационные мотивы (несоответствие занимаемой должности) Профессионально- квалификационные мотивы (несоответствие занимаемой должности) 12

Методы мотивационного воздействия на персонал организации Психологического поощрения (похвала, порицание) Психологического поощрения (похвала, порицание) Экономические (заработная плата) Экономические Партисипативности (коллективное принятие решений, работа в команде) Партисипативности Расширение и обогащение работы (новые проекты и технологии) Расширение и обогащение работы (новые проекты и технологии) Дисциплинарные (замечание, выговор, увольнение) Дисциплинарные Устранение отрицательных стимулов (позитивная мотивация без угроз) Устранение отрицательных стимулов (позитивная мотивация без угроз) Целевые (четкая постановка целей) Целевые Группы методов 13

Нематериальные методы мотивации Участие работников в делах организации Программы развития и карьерный рост Обогащение содержания труда Создание благоприятных условий для работы Делегирование полномочий Разработка принципов корпоративной культуры Организационные Гласное признание заслуг работников Поздравления с успехами и юбилеями Фотография на доску почета, буклеты и т.д. Уважение, доверие, одобрение и поддержка Отрицательное подкрепление (порицание) Посещение руководителями рабочих мест лучших сотрудников Социально- психологические 14

Виды нематериальных стимулов Виды нематериальных стимулов Нематериальные стимулы (неденежное вознаграждение) Официальное признание заслуг Оргкультура Стиль управления Возможности для творчества Изменение статуса работника Участие в управлении Улучшение условий труда Психологичес- кий климат 15

Материальные методы мотивации Оплата труда Премии и бонусы Премии ПроцентПроцент Надбавка к окладу Материальная помощь Льготы и соцпакет Скидки на товары компании Оплата лечения, отдыха, обучения Бытовые услуги Обеспечивают базовые потребности и оценку вклада работника 16

Способы повышения трудовой мотивации НематериальноестимулированиеНематериальноестимулирование Улучшение качества рабочей силы Совершенствование организации труда Совершенствование Вовлечение в управление МатериальноестимулированиеМатериальноестимулирование 17

Типы внутренней мотивации по В. Герчикову Коммерческий (ориентация на заработок, а не на содержание и условия труда) Хозяйский (стремление к достижению результатов, самостоятельность) Профессиональный (ценность - содержание работы, трудные задачи) Патриотический (приверженность к коллективу и месту работы) Люмпенский (низкая самооценка и низкий уровень исполнения) 18

Структура системы мотивации персонала Система мотивации персонала Нематериальное стимулирование Материальное стимулирование Оплата труда Постоянная часть (оклад, тариф) Переменная часть (премии и др. выплаты) Оплата труда Постоянная часть (оклад, тариф) Переменная часть (премии и др. выплаты) Соцпакет Стимулы, преобразуемые в деньги и экономящие средства работника (оплата отдыха, учебы и др.) Соцпакет Стимулы, преобразуемые в деньги и экономящие средства работника (оплата отдыха, учебы и др.) Формализованные стимулы Закрепляющие существующее положение (грамоты, почетные звания и т.д.) Ориентирующие на изменения (повышение в должности, обучение и др.) Формализованные стимулы Закрепляющие существующее положение (грамоты, почетные звания и т.д.) Ориентирующие на изменения (повышение в должности, обучение и др.) Неформализован -ные стимулы Неформальные мероприятия, повышающие лояльность (приверженность) к организации Стиль управления руководителя (взаимоотношения с работником) Неформализован -ные стимулы Неформальные мероприятия, повышающие лояльность (приверженность) к организации Стиль управления руководителя (взаимоотношения с работником) 19

Алгоритм разработки системы мотивации персонала 20

Методы изучения мотивации персонал НаблюдениеНаблюдение Метод экспертных оценок Анализ речи и поведения Беседа и опрос Тестирование и анкетирование Анализ проблем организации ЭкспериментЭксперимент Методы диагностики 21

Основные разделы программы мотивации персонала Цель программыКатегории сотрудниковСрок действия программыКритерии оценки работниковСистема поощрений и взысканийКалендарный план мероприятийОтветственность за выполнениеБюджет программы 22

Типы кадровой политики Стимулирующее воздействие - использование различных стимулов для повышения заинтересованности сотрудников в производительном труде. Американский ученый Фредерик Тейлор для создания у работников заинтересованности в высоких результатах труда старался обеспечить связь между результатами труда и заработной платой. Мотивационное управление - мощная идеологическая деятельность руководства внутри организации и актуализация бескорыстного энтузиазма работников. Такой подход часто преобладает в формирующихся организациях в силу отсутствия у них материальной базы как основы стимулирования. Стимулирующее воздействие и мотивационное управление – наиболее оптимальный подход. Такая политика реализуется развитыми во всех отношениях организациями, в которых уже сформирована корпоративная культура и механизм распределения материальных благ организации. 23

Виды стимулирующих выплат работникам Виды стимулирующих выплат работникам Доплаты Надбавки Компенсации Премии Бонусы Комиссионные Участие в прибыли и доходах Участие в акционерном капитале стимул Стимулирующая оплата труда – оплата, нацеливающая работника на достижение показателей, расширяющих и превышающих круг его обязанностей, предусмотренных основной нормой. 24

Аудит системы мотивации Аудит системы мотивации Социально- экономический - оценка социально- экономической эффективности управления мотивацией Социально- экономический - оценка социально- экономической эффективности управления мотивацией Социально- психологический - оценка мотивационного потенциала работников Социально- психологический - оценка мотивационного потенциала работников Организационно- технологический - оценка используемых в организации документов и процедур оценка используемых в организации документов и процедур Организационно- технологический - оценка используемых в организации документов и процедур оценка используемых в организации документов и процедур Уровни аудита 25

Методы проведения мотивационного аудита Установочные, экспертные интервью; Анализ действующей документации; Наблюдение за работой руководителей; Анкетирование и тестирование персонала; Формализованное описание процедур; Статистические методы обработки результатов изучения потребностей работников. 26