Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Advertisements

Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «История экономических учений». История экономических учений - это наука, изучающая процесс возникновения и развития экономических воззрений.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Транксрипт:

Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Климов Сергей Николаевич д.ф.н., профессор Москва-2012

1. Методологическая культура исследователя 2. Структура методологических основ 3. Концепция методологического знания

Методологическая культура исследователя это процесс поиска теоретического знания, выведения или перевода этих теоретических положений в методологические требования и их реализация в диссертационной работе.

Характеристика методологической культуры Конкретно-историческое явление Личностно-индивидуальное образование Динамичное образование

Уровни развития МК ВысокийСреднийНизкий

Уровневые критерии объем знаний, которые субъект исследования вводит в научный оборот; объем знаний, которые субъект исследования вводит в научный оборот; глубина проникновения в сущность теоретического материала, овладение этим материалом для решения познавательных, исследовательских задач; глубина проникновения в сущность теоретического материала, овладение этим материалом для решения познавательных, исследовательских задач; степень осознанности использования этого знания-средства. степень осознанности использования этого знания-средства.

Условия повышения уровня МК 1 группа – общесоциальные: уровень развития методологического знания в обществе; отношение к тем людям, которые стремятся овладеть этой МК и которые стремятся поделиться этим искусством и знанием с другими

2 группа – институциональные: уровень развития научного знания в том или ином научном сообществе; нацеленность образовательного процесса на формирование методологической культуры

3 группа – личностные: осознание необходимости владеть МК; высокий общеобразовательный, культурный и философский уровни; постоянное оттачивание методологических умений, формирование своего собственного механизма перевода теоретических знаний на уровень методологии

Структура Относительно устойчивый способ связи элементов, который обеспечивает целостность какого-либо предмета, явления Относительно устойчивый способ связи элементов, который обеспечивает целостность какого-либо предмета, явления

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МЕТОД это совокупность правил, приемов, способов познавательной и практической деятельности. это совокупность правил, приемов, способов познавательной и практической деятельности.

Функции метода : дисциплинирует поиск истины; позволяет экономить время, силы; служит компасом, по которому можно прокладывать путь субъекту познания.

Значение метода «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»И.П.Павлов

Классификация методологических основ Деятельностный срез По характеру деятельности, специфике сферы применения методов различают методологические основы политической, экономической, социальной, управленческой, психологической, педагогической и других видов деятельности. По характеру деятельности, специфике сферы применения методов различают методологические основы политической, экономической, социальной, управленческой, психологической, педагогической и других видов деятельности.

Уровневый срез. По степени общности и широте применения различают: всеобщие, общенаучные, частнонаучные методы. По степени общности и широте применения различают: всеобщие, общенаучные, частнонаучные методы.

Концепция методологического знания Концепция методологического знания – это многоуровневая система, включающая в себя: - философские методы, принципы; - общенаучные методы и подходы; - частнонаучные методы.

Философские методы ДиалектическийСинергетическийФеноменологическийГерменевтическийПозитивистский

Роль философских методов Чем более большим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.

Диалектический философский метод Российские ученые в ходе исследования социальных явлений чаще всего применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. Российские ученые в ходе исследования социальных явлений чаще всего применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

Диалектика рекомендует исходить из требований законов: Основных: -Закона единства и борьбы противоположностей; -Закона перехода количественных изменений в качественные; -Закона отрицания отрицания.

Не основных: -Взаимосвязи общего, особенного и единичного; -Взаимосвязи содержания и формы; -Взаимосвязи сущности и явления; -Взаимосвязи возможности и действительности; -Взаимосвязи необходимого и случайного; -Взаимосвязи причины и следствия.

Диалектика рекомендует исходить из принципов: Онтологического ряда: -Объективности -Детерминизма -Всеобщей связи -Развития -Целостности

Логико-гносеологического ряда : -Познаваемости объективной социальной реальности -Восхождения от абстрактного к конкретному -Всесторонности рассмотрения явлений -Единства логического и исторического -Единства теории и практики

Общенаучные методы Анализ и синтез Индукция и дедукция АбстрагированиеСравнениеАналогия

Системный подход основные системные принципы: - целостности - это принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого; - структурности - возможность описания системы через установление её структуры, т.е. сети связей и отношений системы;

- взаимозависимости системы и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; - иерархичности - каждый компонент системы может рассматриваться как система, которая в свою очередь входит в более широкую систему;

- множественности описания - адекватное познание каждой системы требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Системный подход Предполагает: нахождение факторов и условий, приводящих к организации их элементов в систему; определение специфических оснований, связей и взаимозависимостей в системе; выявление противоречий формирования и функционирования системы и обоснование направлений их разрешения; обнаружение закономерностей функционирования и развития данной системы. обнаружение закономерностей функционирования и развития данной системы.

Системный подход Включает: Системно-структурный анализ: выявление устойчивых и существенных связи и взаимоотношения между элементами. Системно-содержательный анализ: вскрытие совокупности элементов, которые составляют содержание предмета. Системно-функциональный анализ: рассмотрение проявления системы – внешнего (взаимодействие с другими системами), внутреннего (взаимодействие элементов самой системы).

Уровни научного познания Эмпирический – исследование предмета на уровне явления Теоретический – вскрытие, проникновение в сущность изучаемого предмета

Эмпирические методы НаблюдениеОписаниеИзмерениеЭксперимент

Теоретические методы АксиоматическийГипотетическийФормализацияИсторический

Частнонаучные методы (на примере экономического знания)

Методологические принципы экономического знания принцип единства макро и микро экономических уровней; принцип адекватности приемов, средств и процедур исследования специфике социально-экономического явления;

принцип гармонизации объективного и субъективного аспектов в содержании социально-экономических явлений; принцип взаимосвязи сущего (реального) и должного (желаемого) в изучении и развитии социально- экономических явлений;

принцип преемственности в экономике; принцип планового ведения бизнеса; принцип «экономического компромисса» при принятии хозяйственных решений.