Информационно - поисковые умения о т наблюдения и описания к сравнению. Выполнила : учитель начальных классов МОУ « БСОШ 2» Ширяева С. Б.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы для начального общего образования должны отражать : Наблюдение объектов и явлений окружающего мира ; Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации ; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации ; Использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов ; Обучение искусству диалога ;
80 % перечисленных в ФГОС общеучебных умений являются умениями информационными, т. к связаны с процедурами получения и обработки информации. Формирование информационной культуры средствами разных учебных дисциплин.
Действия с информационными объектами : найди информацию пойми ( осознай ) измени ( перекодируй ) сохрани
В развитие самостоятельности младших школьников в проведении познавательно - поисковых операций следует определиться с двумя составляющими проблемы : какие информационные источники при этом использовать ; каким конкретным операциям следует обучать
От наблюдения и описания к сравнению. Поисковая или аналитическая деятельность - с чего начать ?
Эксперимент. Тестовые задания. Результат : плохо усвоены детьми приёмы работы с оглавлением с текстовыми выделениями с абзацами текста с поиском ответов на вопросы к тексту
Информационно - аналитическая деятельность учащихся : 1. Найти информацию 2. Аналитическая работа с информацией.
Пооперационное обучение приёму сравнения. Наблюдение - это один из путей поиска информации об объекте. Сравнение относится в большей степени к категории информационно - аналитических умений. Описание – вербализация результатов наблюдения или сравнения.
Сравнение – мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и черт различия между объектами наблюдения, составленная из последовательных операционных шагов. Сравнение начинается с описания. Описание базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все возможные рецепторы ( глаза, тактильные ощущения, силу рук, слух, обоняние, вкус …)
« Точность познания зависит от полноты признаков » В. В. Давыдов. Обучение описанию признаков предмета должно идти параллельно с обучением приёму сравнения
Технологическая цепочка обучения приёму сравнения : 1. Описание объекта наблюдения в произвольном порядке. 2. Выявление набора качественных характеристик для описания объекта. 3. Описание объекта в заданной форме. 4. Знакомство с технологией сравнения. 5. Отработка приёма сравнения в игровой, устной и письменной формах.
Шаг 1. – задачи - « данетки » ( методика В. В. Дубининой ) Цель : научить перечислять все возможные характеристики неживого ( рукотворного ) предмета.
Шаг 2.- « цветик - семицветик » ( методика Т. Е. Соколовой )
Шаг 3 – устные и письменные сочинения - загадки « Что это ?», « Кто это ?» в заданной форме.
Шаг 4- знакомство с технологией сравнения. СходствоРазличия
Шаг 5- отработка приёма сравнения в устной и письменной форме на уроках и во внеурочной деятельности.
Экспериментальная апробация технологической цепочки : наблюдение, описание, сравнение Курс « Информатика в играх и задачах » А. В. Горячева Экспериментальный спецкурс « Библиотечные уроки » Экспериментальная программа « Тематические недели »
« Педагог, желающий что - нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в запоминании » К. Д. Ушинский