Обобщение по теме: «Однородные члены предложения»
Iгруппа Группы сочинительных союзов. Приведите примеры (самостоятельно подобранные) предложений с однородными членами, соединенными союзами разных групп. IIгруппа Как можно различить однородные и неоднородные определения? Расскажите об условиях, при которых всегда ставится запятая между однородными членами. Проиллюстрируйте эти условия самостоятельно подоб ранными примерами. IIIгруппа При каком условии запятая между однородными членами не ставится? Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Проиллюстрируйте примерами.
Синтаксический разбор предложений. I группа Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук ( А. С. Пушкин ). II группа Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга ( А. С. Пушкин ). III группа Всё у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже во вторую степень не годилось ( И. Тургенев ).
Самопроверка: 1. С самого раннего утра я убегаю на пруд или в ближнюю рощу. 2. Вечером степь то розовеет то становится синей. 3. Мороз крепчал и щипал лицо и руки. 4. Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц но и обладать ещё и мастерством декоратора. 5. В комнате было шумно и он открыл окно в сад. 6. Инициатива смелость чутьё находчивость всё это решает исход боя. 7. Всё дороги крыши домов деревья и кусты было покрыто недавно выпавшим снегом.
1. Выпишите из 1-го (для I варианта) и из 2-го (для II варианта) предложений однородные члены и те слова, к которым они относятся. 2. Начертите схемы расстановки знаков препинания во 2, 3, 4, 5, 6 и 7-м предложениях. 3. Докажите, что в 6-м (для I варианта) и в 7-м (для II варианта) предложениях есть обобщающие слова.
Дополнительный материал для учащихся, успешно справившихся с основным заданием: Вставьте уместные союзы и знаки препинания. 1. Наверху кто-то стонет _ плачет 2. Лица собравшихся были бледны _ взволнованны. 3. Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _добра _льстива _ бойка _ въедлива 4. Никто не знал _ его состояния _ его доходов 5. Ребенок был резов _ мил. 6.Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо.
Задание на сообразительность. Объясните графически странное, на первый взгляд, повторение слова то в предложении: «Анисья Федоровна подавала Наташе то то, то другое»