СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Н.М.Розина, О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Общие рекомендации по совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Национальный Фонд Подготовки.
Advertisements

1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Эксперимент по введению зачетных единиц в дистанционном обучении О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Н.С. Сельская, В.Н.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
1 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ТРУДОЕМКОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОПРЯЖЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ Бершадская М.Д. Карпенко О.М. Щирина.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ НАЧИСЛЕНИЯ КРЕДИТОВ В ВПО РФ Бершадская М.Д. Денисович Л.И. Щирина И.В. Гадрани Л.А.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) «БАКАЛАВР»
Профессиональные стандарты и перечни СПО. Положение из Концепции ФГОС ПО – 4 «В отличие от ФГОС-3, разрабатывавшихся отдельно для каждой профессии и специальности.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Н.М.Розина, О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская Москва, 2005

2 МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ Первоочередные задачи: определение типовых модулей с описанием в компетенциях и зачетных единицах; определение типовых модулей с описанием в компетенциях и зачетных единицах; разработка учебно-методических материалов по каждому модулю, включая контроль знаний; разработка учебно-методических материалов по каждому модулю, включая контроль знаний; создание национального репозитария – хранилища информационных ресурсов, организованного по международным стандартам. создание национального репозитария – хранилища информационных ресурсов, организованного по международным стандартам. Образовательные модули, распределенные по областям знаний Комплект учебно- методических материалов по каждому модулю, включая контроль знаний Национальный репозитарий

3 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ Исследования выполнены по гранту Министерства образования и НФПК творческим коллективом СГА под руководством ректора М.П.Карпенко с привлечением социологов, политологов и экономистов, широко известных в соответствующих академических сообществах и имеющих практику преподавания в ведущих российских вузах (МГУ, ГУ ВШЭ, РГГУ, МВШСЭН, РАГС, Институт социологии РАН). Исследования выполнены по гранту Министерства образования и НФПК творческим коллективом СГА под руководством ректора М.П.Карпенко с привлечением социологов, политологов и экономистов, широко известных в соответствующих академических сообществах и имеющих практику преподавания в ведущих российских вузах (МГУ, ГУ ВШЭ, РГГУ, МВШСЭН, РАГС, Институт социологии РАН). Руководители рабочих групп: Экономика - Любимов Лев Львович (проректор ГУ ВШЭ); Политология – Соловьев Александр Иванович (зав. каф. политического анализа МГУ); политического анализа МГУ); Социология – Дмитриев Анатолий Васильевич (член-корр. РАН)

4 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1) Установление единых нормативов трудоемкости обучения для каждой ступени ВПО из расчета: трудоемкость обучения – 40 нед./год с начислением 60 зачетных единиц ежегодно; каникулы – 10 нед./год; резерв времени на нерабочие (праздничные) дни – 2 нед./год. 2) Повышение самостоятельности вуза при формировании образовательной программы за счет уменьшения федеральной составляющей: объем федерального компонента теоретического обучения суммарно по всем циклам, включая все виды аттестации, предлагается ограничить пятьюдесятью процентами (50%) от общей трудоемкости обучения при включении в этот компонент только базовых дисциплин, составляющих фундамент подготовки специалиста рассматриваемого профиля. 3) Расширение возможностей индивидуализации обучения за счет увеличения объема дисциплин по выбору студента до 25-45% от общей трудоемкости обучения без жесткой привязки выбора к циклам дисциплин, а также за счет введения свободного выбора из разных областей знаний; 4) Упорядочение структуры образовательной программы.

5 Предлагается: объединение циклов общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и специальных дисциплин (СД) в цикл профессиональных дисциплин (ПД); объединение циклов общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и специальных дисциплин (СД) в цикл профессиональных дисциплин (ПД); введение в структуру федерального компонента (ФК) дисциплин федерального компонента (ФД) с делением на циклы ГСЭ, ЕН, ПД, практики (П), итоговой аттестации (ИГА); введение в структуру федерального компонента (ФК) дисциплин федерального компонента (ФД) с делением на циклы ГСЭ, ЕН, ПД, практики (П), итоговой аттестации (ИГА); введение цикла «Другие виды подготовки» (ДП), включающего военную подготовку, физическую культуру и свободный выбор из разных областей знаний с начислением зачетных единиц – взамен цикла «Факультативы» (ФТД), который не являлся обязательным элементом программы. введение цикла «Другие виды подготовки» (ДП), включающего военную подготовку, физическую культуру и свободный выбор из разных областей знаний с начислением зачетных единиц – взамен цикла «Факультативы» (ФТД), который не являлся обязательным элементом программы. Основные структурные элементы образовательных программ

6 Модель образовательной программы подготовки бакалавра Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость Кредит ы Часы ФКФКФКФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика9324 ИГА Итоговая государственная аттестация 9324 Р Вузовский (региональный) компонент В Дисциплины по выбору студента ДП Дополнительная подготовка Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (111кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (9 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (120 кр. из 240).

7 Модель образовательной программы подготовки дипломированного специалиста Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость Кредит ы Часы ФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика24864 ИГА Итоговая государственная аттестация Р Вузовский (региональный) компонент В Дисциплины по выбору студента ДП Дополнительная подготовка Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (129 кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (21 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (150 кр. из 300).

8 Модели образовательных программ подготовки бакалавра и дипломированного специалиста Допустимые отклонения 1. Трудоемкость циклов дисциплин (федерального компонента, вузовского компонента, дисциплин по выбору студента и других видов подготовки) можно менять на целое число зачетных единиц в пределах 10% от трудоемкости цикла. 2. В циклах «Вузовский (региональный) компонент» и «Дисциплины по выбору студента» можно менять соотношение трудоемкостей общеобразовательных и профессиональных блоков в пределах 6 зачетных единиц при сохранении общей трудоемкости циклов. 3. По усмотрению вуза возможно увеличение практики за счет «Вузовского компонента» и «Дисциплин по выбору студента» в пределах 6 недель (9 зачетных единиц).

9 Отличительные признаки: учебная нагрузка выражена в зачетных единицах трудоемкости; учебная нагрузка выражена в зачетных единицах трудоемкости; объем федерального компонента теоретического обучения (суммарный объем дисциплин базового ядра ФД и итоговой государственной аттестации ИГА) составляет 50% от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени; объем федерального компонента теоретического обучения (суммарный объем дисциплин базового ядра ФД и итоговой государственной аттестации ИГА) составляет 50% от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени; суммарный объем циклов дисциплин, устанавливаемых вузом («Вузовский компонент», «Дисциплины по выбору студента», «Другие виды подготовки»), составляет не менее 40% (46% для бакалавра, 42% для специалиста); суммарный объем циклов дисциплин, устанавливаемых вузом («Вузовский компонент», «Дисциплины по выбору студента», «Другие виды подготовки»), составляет не менее 40% (46% для бакалавра, 42% для специалиста); суммарный объем циклов «Дисциплины по выбору студента» и «Другие виды подготовки» (обязательный выбор) составляет не менее 25% (27% для бакалавра, 25% для специалиста). суммарный объем циклов «Дисциплины по выбору студента» и «Другие виды подготовки» (обязательный выбор) составляет не менее 25% (27% для бакалавра, 25% для специалиста). Модели образовательных программ подготовки бакалавра и дипломированного специалиста

10 Реализация результатов исследования Предложения по совершенствованию стандартов высшего образования реализованы: 1) в макетах образовательных программ со следующими отличительными признаками: использование зачетных единиц трудоемкости; использование зачетных единиц трудоемкости; соблюдение принципа единства нормативов трудоемкости; соблюдение принципа единства нормативов трудоемкости; выделение базового ядра, соответствующего образовательным программам ведущих зарубежных университетов, как по содержанию, так и по объему (50% от общей трудоемкости обучения суммарно с итоговой аттестацией); выделение базового ядра, соответствующего образовательным программам ведущих зарубежных университетов, как по содержанию, так и по объему (50% от общей трудоемкости обучения суммарно с итоговой аттестацией); увеличение степени свободы вуза в среднем в 1,5 раза; увеличение степени свободы вуза в среднем в 1,5 раза; расширение возможностей индивидуализации обучения как минимум втрое по сравнению с существующими стандартами; расширение возможностей индивидуализации обучения как минимум втрое по сравнению с существующими стандартами; отсутствие жесткой привязки вузовского компонента и дисциплин по выбору студента к циклам дисциплин; отсутствие жесткой привязки вузовского компонента и дисциплин по выбору студента к циклам дисциплин; 2) в примерных учебных планах, отличающихся с введением зачетных единиц трудоемкости и распределением учебной нагрузки по семестрам из расчета 30 зач. единиц в семестр (60 зач.ед. в год);

11 Апробация результатов исследований Предложенные модели апробированы рабочими группами экономистов (Л.Л.Любимов, Т.К.Кравченко), социологов (А.В.Дмитриев, Ж.Т.Тощенко, А.Ф.Филиппов, И.Ф.Девятко), политологов (А.И.Соловьев, О.В.Гаман-Голутвина, Б.Г.Капустин) при разработке макетов образовательных программ и примерных учебных планов по направлениям и специальностям в области политологии, социологии, экономики. Разработанные макеты одобрены соответствующими академическими сообществами на промежуточной (сентябрь 2004 г.) и итоговой (ноябрь 2004 г.) отчетных конференциях Национального Фонда подготовки кадров по результатам реализации Инновационного проекта развития образования (ИПРО).

12 Спасибо за внимание! Адрес для связи: