Заведующая кафедрой сурдопедагогики профессор Речицкая Екатерина Григорьевна сорок пять лет занимается осуществлением образования лиц с нарушениями слуха. В Московском педагогическом государственном университете преподает с 1973 года. Она является автором 240 работ по вопросам сурдопедагогики. Все работы отмечены дипломами. Е. Г. Речицкая руководит пятью экспериментальными площадками коррекционных школ в регионах РФ, руководит разработкой стандарта образования ГОС ВПО 2-го и 3-го поколения по специальности «Сурдопедагогика» и «Специальная педагогика». Е. Г. Речицкая - победитель Всероссийского конкурса по профессиональному образованию инвалидов в номинации «Высшее профессиональное педагогическое образование лиц с нарушениями слуха», она является членом жюри ежегодного Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (Греция). Впервые в России кафедра сурдопедагогики под руководством Е. Г. Речицкой предоставляет высшее педагогическое образование лицам с нарушениями слуха с дополнительной специализацией «Специальная психология».
Сурдопедагогика : Учеб. для педвузов по специальности "Сурдопедагогика" / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова и др.; Под ред. Е. Г. Речицкой. – Москва : Владос, – 655 с. : табл. – (Коррекционная педагогика). - Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – Библиогр.: с – На рус. яз. - ISBN :
В учебнике рассматриваются вопросы содержания организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности "Сурдопедагогика" : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой. – Москва : Владос, – (Коррекционная педагогика). - Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. - ISBN
В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха. Показаны пути и средства направленного развития познавательной, речевой деятельности детей в процессе внеклассной работы. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос, ,1с.:ил.-(Развитие и коррекция).
Иллюстрации к книге «Солнечный Зайчик» Учебно-методический комплект «Солнечный зайчик» предназначен для ознакомления глухих детей с окружающим миром. Поможет учащимся в дальнейшем при изучении географии и естествознания в средней школе, а сурдопедагогам приобщить детей к полноценной жизни..
Речицкая, Екатерина Григорьевна Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. – Москва : Книголюб, – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция). - Библиогр.: с
Речицкая, Екатерина Григорьевна. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. - М. : Владос, c : ил. - (Коррекц. Педагогика)
В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, в том числе логических игр и кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с глухими детьми младшего школьного возраста. Речицкая, Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с
В работе рассматриваются особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным слухом. Представлена апробированная на практике система педагогических средств и методов развития творческого воображения и обучения общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном и дошкольном возрасте. Речицкая, Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. – 114с.-ил.-Библиогр.: с
Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, с.:ил.
Библиографический список трудов сурдопедагога Речицкой Екатерины Григорьевны Монографии: 1. Речицкая Е.Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И.Ленина; Отв. ред. Е. Г. Речицкая.- Москва:б.и., , 7 с.:табл. 2. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 164 с. 3.Речицкая Е. Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, – 152 с. 4.Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 188 с. Сборники научных трудов: 5. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: [Сб.: Пер.с фин.] /Редкол.: Б. П. Пузанов, Е. Г. Речицкая(отв.ред.) и др.-М.:Владос, ,2с.:ил. 6. Речицкая, Е.Г. Логические задачи в процессе обучения в подготовительном классе школы глухих // Вопросы сурдопедагогики: сб. трудов.- М.,1976. – С Речицкая, Е.Г. Проблема выявления знаний глухих детей в связи с повышением развивающей роли обучения // Вопросы сурдопедагогики: сб. статей.- М.,1977. – С
8. Речицкая, Е.Г. Поэтапное выявление знаний учащихся на уроках предметно-практического обучения для повышения эффективности обучения // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы): сб.научных трудов. – М.,1979. – С Речицкая, Е.Г. Развитие знаний глухих учащихся об окружающей действительности в процессе сюжетно- ролевой игры // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы: сб.научных трудов МГПИ. – М.,1983. – С Речицкая, Е.Г. Моделирование педагогических ситуаций в процессе преподавания специальных дисциплин студентам-сурдопедагогам // Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. - М.,1983. – С Речицкая, Е. Г. Использование экранно-звуковых средств на занятиях со студентами-сурдопедагогами // Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов: межвузовский сб.научных трудов.- М., С Речицкая, Е.Г., Закасовская, Н.Н. Кружок предметно-практического обучения как одна из форм развития глухих учащихся во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов. – М.,1984. – С Речицкая, Е.Г. Содержание и организация экскурсий с учащимися младших классов школ глухих //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов.- М.,1984. – С Речицкая, Е.Г. Обучение детей с недостатками слуха рассуждению в процессе учебной деятельности // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми: межвузовский сб.научных трудов. – Л.:ЛГПИ им. А.И.Герцена,1986. – С
15. Речицкая, Е.Г. Особенности формирования действий самоконтроля младших глухих школьников //Учитель-дефектолог:современные проблемы подготовки и совершенствования работы: межвузовский сб.научных трудов. – М.:Прометей,1990. – С Речицкая, Е.Г. Возможности использования знаково-символических средств обучения младших глухих школьников // Актуальные проблемы дефектологии:тезисы докладов межвузовской научной конференции 1992 года. – М.:Прометей,1993. – С Речицкая, Е.Г. Лично-деятельный подход к обучению глухих школьников //Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции марта 1996 года, - М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С Речицкая,Е.Г. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении студентов с нарушениями слуха. // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции марта 1996 года. – М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С Речицкая, Е.Г. Формирование элементов знаково-символической деятельности глухих детей [Текст] : (На материале уроков чтения):[Эксперим. обучение учащихся 2-3 кл. шк.-интерната для глухих детей N 1 Москвы] / Е.Г. Речицкая, Тер-Григорянц Р.Г. // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. - СПб., С Речицкая, Е.Г. Развивающие возможности совместной учебной деятельности младших школьников с недостатками слуха [Текст] : [По данным эксперим. совмест. обучения глухих и слабослышащих учащихся 3-4 кл. спец. шк. Москвы] / Е.Г. Речицкая, Мишенина Н.В. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., С
22. Речицкая, Е.Г. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников [Текст] : [По данным эксперим. работы по формированию навыков конструирования] / Е.Г. Речицкая, Сошина Е.А. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., С Речицкая, Е.Г., Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения // Активизация учебно- воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей,1997. – С Речицкая, Е.Г.,Тер-Григорянц Р.Г. Обучение глухих младших школьников деятельности моделирования на уроках чтения // Активазация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей.- М.: Прометей, С Речицкая, Е.Г., Байдильдина, А. Д. Особенности формирования рефлексии глухих детей младшего школьного возраста // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, – С Речицкая, Е.Г. Особенности оценочной деятельности глухих и слабослышащих детей // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, – С Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С Речицкая, Е.Г. Особенности партнерских отношений у глухих дошкольников // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С
29. Речицкая, Е.Г. и др. Основные принципы высшего педагогического образования лиц с нарушениями слуха // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С Речицкая Е.Г., Соловьева, И.Л. Модель нового типа коррекционных учереждений // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С Речицкая Е.Г. Совершенствование системы образования – важное условие социальной адаптации глухих в современном обществе //Проблемы и перспективы педагогического образования в ХХI веке: труды научно-практической конференции. – М.,2000. – С Речицкая, Е.Г. Возможности интеграции неслышащих и слышащих школьников [Текст] / Е.Г. Речицкая, Н.А. Андрейкин // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. - М., Вып.1. - С Речицкая, Е.Г. Формирование отношений сотрудничества в процессе учебной деятельности слабослышащих школьников младших классов [Текст] / Е.Г. Речицкая // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. - М., Вып.1. - С Речицкая,Е.Г., Туджанова,К.И. Компенсаторные возможности творческих способностей студентов с нарушением слуха/Е.Г.Речицкая, К.И.Туджанова //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей, Речицкая, Е.Г. Развитие творческих способностей глухого ребенка в условиях личностно- ориентированного подхода /Е.Г.Речицкая //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. – науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др. – М.:Прометей, С Речицкая, Е.Г. Жизненное самоопределение неслышащей молодежи в современных условиях/Е.Г.Речицкая, Д.В.Ребров. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей, С
37. Речицкая, Е.Г. Особенности жизненных планов глухих старшеклассников в России и США/Е.Г.Речицкая, В.В.Котенев. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.: Прометей, С Речицкая, Е.Г., Яхнина, Е.З. Внедрение результатов экспериментально-инновационной работы в систему подготовки сурдопедагогических кадров /Е.Г.Речицкая, Е.З.Яхнина //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) др.- М.: Прометей, С Учебные издания: 39. Кулакова, Елена Владимировна. Дошкольная сурдопедагогика:Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е.В.Кулакова, Е. Г. Речицкая; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей, с.:табл. 40. Кулакова, Елена Владимировна. Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста:Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е. В. Кулакова,Е. Г. Речицкая, Е. З. Яхнина; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей, с.:табл. 41. Книга для чтения: Учеб. для 5 кл. шк.глухих/Авт.-сост. Е. Г. Речицкая и др.-2. изд.,перераб.- Москва:Просвещение, , 5 с я73-1 Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности "Сурдопедагогика" : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой. – Москва : Владос, – (Коррекционная педагогика). - Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. - ISBN
43. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида I Ч. 2 : / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. : Под ред. Е. Г. Речицкой. – Москва : Владос, – 389 с. : ил., табл. - Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – На рус. яз. - ISBN : Программы дисциплин предметной подготовки по специальности Сурдопедагогика/Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.2/Под ред.Е.Г.Речицкой с.:табл. 45. Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности Сурдопедагогика/ Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.1/Под ред.Е.Г.Речицкой с.:табл. 46. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, с.:ил. 47. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Готовность слабослашащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Речицкая, Е. В. Пархалина. - М. : Владос, с.:ил. 48. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. - М. : Владос, c : ил. - (Коррекц. Педагогика) 49. Речицкая, Е.Г. Задания для самостоятельной работы студентов сурдоотделения по курсу « Методика предметно- практического обучения » / Е. Г. Речицкая;МПГУ им.В.И.Ленина, - М.,1980. – 31с.
50. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Задания для самостоятельной работы по специальной методике преподавания природоведения: Для отделения сурдопедагогики дефектол. фак./Е. Г. Речицкая,А. Л. Филоненко-Алексеева; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.-Москва, с. 51. Речицкая, Екатерина Григорьевна. История сурдопедагогики:Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е.Г. Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос. Москва:Прометей, , 1 с. 52. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Методики преподавания: Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е.Г.Речицкая; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва: Прометей. Разд. :Методика предметно-практического обучения (ППО) с. 53. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Педагогические технологии воспитательной работы:Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е. Г. Речицкая, Е.З.Яхнина; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва:Прометей, , 2 с. 54. Речицкая, Е.Г. Программы по дисциплинам предметного блока специальности « Сурдопедагогика » / Моск.пед. гос.ун-т; Речицкая Е.Г. и др. – М.,1998. – 173с.: табл. – Библиогр.в конце программ. 55. Речицкая, Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об- во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. – 114с.-ил.-Библиогр.: с
56. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос, ,1с.:ил.-(Развитие и коррекция). 57. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для студентов пед.вузов по специальности сурдопедагогика.- М.:Владос, с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика). 58. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для пед.вузов по специальности сурдопедагогика/ Е. Г.Речицкая,Е.А.Сошина.- М.:Владос, с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика). 59. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности "Сурдопедагогика" / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М. : Владос, c : ил. - (Коррекц. педагогика). - Библиогр.: с. 60.Речицкая, Екатерина Григорьевна. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. – Москва : Книголюб, – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция). - Библиогр.: с
63. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Сурдопедагогика: Примерная программа дисциплины для специальности Сурдопедагогика/Е. Г.Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос. ун-т Москва:Прометей, , 2 с. 64. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности Сурдопедагогика / [К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой; Учеб.-метод. об-ние вузов России по пед. образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. пед. гос. ун-т". - М. : Прометей, 2004 (2003) -. Ч (2003) с. : ил. - Библиогр. в конце разд. 65. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности Сурдопедагогика / [Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Прометей, с. : ил. - Библиогр. в конце ст. 66. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Владос, с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: С и в конце отд. ст. 61. Речицкая, Екатерина Григорьевна. Солнечный зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром:Учеб. для подгот. и 1 кл. спец. (коррекц.) шк. I-II вида / Е.Г. Речицкая, А.Л. Филоненко-Алексеева. - М. : Владос, ,[2] c : ил. - (Коррекционная педагогика) 62. Речицкая Е. Г. Солнечный Зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром: Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / Е.Г. Речицкая, А.Л. Филоненко-Алексеева. - М. : Владос, с. : ил. - (Коррекц. педагогика).
71. Речицкая, Е.Г. Формирование учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология N4.- С Речицкая, Е.Г. Совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения //Дефектология N6.- С Речицкая, Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школьников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология N4.- С Речицкая, Е.Г. Обогащение словаря младших школьников эмоционально-оценочной лексикой /Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина //Начальная школа С Речицкая, Е.Г. Изучение эмоционально-оценочной лексики младших школьников/ Е.Г.Речицкая, Т.Ю.Кулигина //Преподаватель XXI век. – – 2 – С Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – – С Речицкая, Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно- практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. – – С Статьи: 67. Речицкая, Е.Г. Игра как средство формирования понятий у глухих детей // Специальная школа, – Вып.1. – С Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – – С