Современная Гуманитарная Академия Челябинский Филиал Тема работы: Самоуправление как средство формирования лидерской активности студентов СГА Выполнила: студентка 2 курса Михина Анна Алексеевна Руководитель работы: Пакулина Светлана Алексеевна Челябинск 2009
Проблемой исследования является: Статус студенческой молодёжи в современном обществе, как появляется лидерская активность, обособляется и проявляется в студенческом возрасте. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проблема статуса студенческой молодёжи одна из ключевых социально- психологических проблем, т.к она обращена к будущему, становление которого происходит «здесь и теперь». В ходе дискуссий социологов и социальных психологов о положении и роли молодёжи в современном обществе выделены две точки зрения: пессимистическая и оптимистическая. В соответствии с первой, молодёжь как лидерскую группу российского общества. Личность лидера как доминирующее лицо определяет судьбу каждого участника и всей студенческой группы в целом.
Высокий уровень самоуправления в учебной деятельности студентов СГА формирует их личностную самостоятельность-несамостоятельность, которая проявляется в лидерской активности студенческой группы. Выявить, как в условиях высокого уровня требований дистанционного обучения к самоуправлению студенты становятся эмоциональными лидерами и, в студенческой группе.
Методом социометрии выделить лидеров у студентов СГА на различных курсах обучения Изучить волевой компонент лидерской активности через определение уровня саморегуляции и копинг-стратегии
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЛИДЕРСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Если личность может самоуправлять собой, значит она самостоятельна и активна и готова (аллертна) к деятельности. В личностной активности выделяется инициативность субъекта, его вовлечённость в деятельность. Инициативность направляется на самостоятельное добывание нового знания в условиях, когда сама учебная задача или её условие не определены полностью и однозначно. Самоуправление охватывает всё широкое многообразие формирования человека, процесса самодеятельности, возвышения личности, самоопределения. «Самоуправление направлено на формирование положительных и преодоление отрицательных качеств и тем самым формируется более совершенная личность».
Повседневная регуляция деятельности и поведения в соответствии с ранее поставленными целями и принятыми планами Предвосхищение будущего, в соответствии с которым определяются планы и пути деятельности
Самоуправление в вузе предполагает повышенную социальную активность студентов, заинтересованность в высоком конечном результате и ответственность за него, самостоятельность. Для того, чтобы управлять, нужно быть компетентным, иметь соответствующее образование, и по их наличию можно судить о степени готовности личности активно включаться в самоуправление. ВЫВОД: личность, отличающаяся способностью к саморегуляции и умеющая продуктивно преодолевать трудности обладает ЛИДЕРСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ.
СГА ЧГПУ Самооблада ние 69% Бегство 66% Переоценка 65% Конфронтация 61% Самоконтроль 61% Ответственность 54% Дистанцирование 53% Планирование 51% Настойчивость 49% Поддержка 47% Переоценка 57% Самоконтроль 55% Бегство 55% Поддержка 53% Планирование 53% Настойчивость 51% Ответственность 51% Конфронтация 45% Дистанцирование 45% Самообладание 35%
Уровень волевой регуляции у студентов СГА выше, чем у студентов ЧГПУ Использование копинг-стратегий у студентов СГА значительно выше, чем в традиционной системе обучения Студенты СГА меньше, чем студенты ЧГПУ используют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки, но бегство избегание намного выше, чем у студентов ЧГПУ Ведущей копинг-стратегией у студентов ЧГПУ является положительная переоценка и менее всего конфронтативный копинг и дистанцирование Ведущей копинг-стратегией у студентов СГА является положительная переоценка и бегство-избегание, менее всего используется копинг-стратегия поиск социальной поддержки