1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Эксперимент по введению зачетных единиц в дистанционном обучении О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Н.С. Сельская, В.Н. Фокина, Л.А. Гадрани Москва, 2004
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Развитие технологии формирования образовательных программ на основе «кредитно-модульного принципа» организации учебного процесса. Развитие технологии формирования образовательных программ на основе «кредитно-модульного принципа» организации учебного процесса. Разработка предложений по оптимизации требований государственных образовательных стандартов с учетом «кредитно-модульного принципа» учебного планирования и других современных подходов к формированию образовательных программ с учетом зарубежного и отечественного опыта; Разработка предложений по оптимизации требований государственных образовательных стандартов с учетом «кредитно-модульного принципа» учебного планирования и других современных подходов к формированию образовательных программ с учетом зарубежного и отечественного опыта; Создание банка элективных модулей, распределенных по областям знаний, с оценкой трудоемкости освоения в зач. единицах; разработка основ индивидуализации обучения. Создание банка элективных модулей, распределенных по областям знаний, с оценкой трудоемкости освоения в зач. единицах; разработка основ индивидуализации обучения. Разработка и апробация экспериментальных кредитно- модульных учебных планов с распределением зачетных единиц по семестрам из расчета 30 зач.ед. в семестр (60 зач.ед. в год) на основе реализации предложений по оптимизации требований государственных образовательных стандартов Разработка и апробация экспериментальных кредитно- модульных учебных планов с распределением зачетных единиц по семестрам из расчета 30 зач.ед. в семестр (60 зач.ед. в год) на основе реализации предложений по оптимизации требований государственных образовательных стандартов
3 Развитие модульной технологии формирования образовательных программ Модуль – логически завершенная часть учебного материала, включая деятельность по его изучению и контроль усвоения; от модуля к модулю обеспечивается повторяемость циклов деятельности обучающегося. Отличительный признак технологии СГА – дисциплинарно- модульное построение образовательных программ, при котором в качестве образовательных модулей выступают самостоятельные разделы учебных дисциплин. Небольшой объем модулей (на уровне минимального объема учебных дисциплин) обеспечивает: экономичность, оперативность и эффективность управления процессами производства и актуализации учебных продуктов; экономичность, оперативность и эффективность управления процессами производства и актуализации учебных продуктов; динамичность учебного планирования в соответствии с современными тенденциями развития образования; динамичность учебного планирования в соответствии с современными тенденциями развития образования; гибкость и многоуровневость образовательных программ; гибкость и многоуровневость образовательных программ; динамичный переход к «кредитно-модульному принципу» построения учебного процесса. динамичный переход к «кредитно-модульному принципу» построения учебного процесса.
4 Развитие модульной технологии формирования образовательных программ Основные параметры кредитно-модульной технологии СГА: Трудоемкость освоения модуля – 36 ак.ч. общей нагрузки; Трудоемкость освоения модуля – 36 ак.ч. общей нагрузки; Начисление зачетных единиц: Начисление зачетных единиц: 1 модуль – 1 зач.ед.; экзамен – 1 зач.ед.; курсовая работа/проект – 2 зач.ед.; 1 неделя практики, итоговой аттестации – 1,5 зач.ед. Схема начисления зачетных единиц: Схема начисления зачетных единиц: М+Э+2К+1,5Н, где М – количество модулей; Э – количество экзаменов; Э – количество экзаменов; К – количество курсовых работ/проектов; К – количество курсовых работ/проектов; Н – продолжительность практики и Н – продолжительность практики и итоговой аттестации в неделях. итоговой аттестации в неделях.
5 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ Исследования выполнены по гранту Министерства образования и НФПК творческим коллективом СГА под руководством ректора М.П.Карпенко с привлечением социологов, политологов и экономистов, широко известных в соответствующих академических сообществах и имеющих практику преподавания в ведущих российских вузах (МГУ, ГУ ВШЭ, РГГУ, МВШСЭН, РАГС, Институт социологии РАН) при активном участии начальника отдела стандартов и программ Минобразования и науки РФ Розиной Нелли Михайловны. Исследования выполнены по гранту Министерства образования и НФПК творческим коллективом СГА под руководством ректора М.П.Карпенко с привлечением социологов, политологов и экономистов, широко известных в соответствующих академических сообществах и имеющих практику преподавания в ведущих российских вузах (МГУ, ГУ ВШЭ, РГГУ, МВШСЭН, РАГС, Институт социологии РАН) при активном участии начальника отдела стандартов и программ Минобразования и науки РФ Розиной Нелли Михайловны. Руководители рабочих групп: Экономика - Любимов Лев Львович (проректор ГУ ВШЭ); Политология – Соловьев Александр Иванович (зав. каф. политического анализа МГУ; политического анализа МГУ; Социология – Дмитриев Анатолий Васильевич (член-корр. РАН)
6 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ Сущность разработанных рекомендаций по совершенствованию образовательных стандартов сводится к выполнению следующих основных положений: 1) Установление единых нормативов трудоемкости обучения для каждой ступени ВПО из расчета: трудоемкость обучения – 40 нед./год с начислением 60 зачетных единиц ежегодно; трудоемкость обучения – 40 нед./год с начислением 60 зачетных единиц ежегодно; каникулы – 10 нед./год; каникулы – 10 нед./год; резерв времени на нерабочие (праздничные) дни – 2 нед./год. обеспечивают выполнение следующих задач. резерв времени на нерабочие (праздничные) дни – 2 нед./год. обеспечивают выполнение следующих задач. 2) Повышение самостоятельности вуза при формировании образовательной программы за счет уменьшения федеральной составляющей: объем федерального компонента теоретического обучения суммарно по всем циклам, включая все виды аттестации, предлагается ограничить пятьюдесятью процентами (50%) от общей трудоемкости обучения при включении в этот компонент только базовых дисциплин, составляющих фундамент подготовки специалиста рассматриваемого профиля. 3) Расширение возможностей индивидуализации обучения за счет увеличения объема дисциплин по выбору студента до 25-45% от общей трудоемкости обучения без жесткой привязки выбора к циклам дисциплин, а также за счет введения свободного выбора из разных областей знаний
7 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ Основные структурные элементы образовательной программы подготовки бакалавра Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость Зачетные единицы Недели ФКФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФДДисциплины федерального компонента11174 ППрактика96 ИГАИтоговая государственная аттестация96 РВузовский (региональный) компонент4530 ВДисциплины по выбору студента4530 ДПДополнительная подготовка2114 Итого трудоемкость обучения Примечание. Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (111зач.ед.) в сумме с трудоемкостью ИГА (9 зач.ед.) составляет 50% от общей трудоемкости (120 зач.ед. из 240).
8 Разработка предложений по оптимизации нормативов трудоемкости и структуры образовательных программ Основные структурные элементы образовательной программы подготовки дипломированного специалиста Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость Зачетные единицы Недели ФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика2416 ИГАИтоговая государственная аттестация2114 РВузовский (региональный) компонент5134 ВДисциплины по выбору студента5436 ДПДополнительная подготовка2114 Итого трудоемкость обучения Примечание. Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (129 зач.ед.) в сумме с трудоемкостью ИГА (21 зач.ед.) составляет 50% от общей трудоемкости (150 зач.ед. из 300).
9 Структура и нормативы трудоемкости освоения образовательных программ различных ступеней ВПО Таблица 3 Основные структурные элементы специализированной магистерской п одготовки ИндексСтруктурный элемент программы Трудоемкость Зачетные единицы Недели ДНМ.00Дисциплины направления (федеральный компонент)2114 СДМ.00Специальные дисциплины (вузовский компонент) СДМ.01Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы ДВМ.00Дисциплины по выбору студента1510 НИРМ.00Научно-исследовательская работа5738 НИРМ.01Научно-исследовательская работа в семестре1812 НИРМ.02Научно-исследовательская практика1812 НИРМ.03Научно – педагогическая практика64 НИРМ.04Подготовка магистерской диссертации 1510 ИГАМИтоговая государственная аттестация64 Итого трудоемкость обучения12080 Примечание. Трудоемкость освоения дисциплин направления (21 зач.ед.) в сумме с трудоемкостью научно- исследовательской работы в семестре (18 зач.ед.), подготовки магистерской диссертации (15 зач.ед) и ИГАМ (6 зач.ед.) составляет 50% от общей трудоемкости специализированной подготовки магистра (60 зач.ед. из 120).
10 Разработка предложений по совершенствованию стандартов ВПО Предложения по совершенствованию стандартов высшего образования реализованы: 1) в макетах образовательных программ со следующими отличительными признаками: использование зачетных единиц трудоемкости; использование зачетных единиц трудоемкости; соблюдение принципа единства нормативов трудоемкости; соблюдение принципа единства нормативов трудоемкости; выделение базового ядра, соответствующего образовательным программам ведущих зарубежных университетов, как по содержанию, так и по объему (50% от общей трудоемкости обучения суммарно с итоговой аттестацией); выделение базового ядра, соответствующего образовательным программам ведущих зарубежных университетов, как по содержанию, так и по объему (50% от общей трудоемкости обучения суммарно с итоговой аттестацией); увеличение степени свободы вуза в среднем в 1,5 раза; увеличение степени свободы вуза в среднем в 1,5 раза; расширение возможностей индивидуализации обучения как минимум втрое по сравнению с существующими стандартами; расширение возможностей индивидуализации обучения как минимум втрое по сравнению с существующими стандартами; отсутствие жесткой привязки вузовского компонента и дисциплин по выбору студента к циклам дисциплин; отсутствие жесткой привязки вузовского компонента и дисциплин по выбору студента к циклам дисциплин; 2) в примерных учебных планах, отличающихся с введением зачетных единиц трудоемкости и распределением учебной нагрузки по семестрам из расчета 30 зач. единиц в семестр (60 зач.ед. в год);
11 Создание банка элективных модулей Создание банка элективных модулей В базе данных СГА зафиксировано более 4000 тыс. модулей. Информация по модулю содержит: В базе данных СГА зафиксировано более 4000 тыс. модулей. Информация по модулю содержит: дидактические планы; дидактические планы; перечень учебно-методических материалов; перечень учебно-методических материалов; нормокомплекты занятий; нормокомплекты занятий; коды тестов по каждому модулю. коды тестов по каждому модулю. Распределение модулей по областям знаний позволит предложить студенту аргументированные перечни дисциплин для выбора в соответствии со спецификой подготовки (выбор по заданной тематике) и перечни дисциплин для свободного выбора ( из любой области знаний). Распределение модулей по областям знаний позволит предложить студенту аргументированные перечни дисциплин для выбора в соответствии со спецификой подготовки (выбор по заданной тематике) и перечни дисциплин для свободного выбора ( из любой области знаний). Таким образом, обеспечивается возможность набора заданного количества крéдитов (зачетных единиц) в соответствии с личностными и профессиональными интересами. Таким образом, обеспечивается возможность набора заданного количества крéдитов (зачетных единиц) в соответствии с личностными и профессиональными интересами.
12 Экспериментальные кредитно-модульные учебные планы Основные параметры учебного плана определяются, исходя из соотношения М+Э+2К+1,5Н = 60 х C зач.ед., где Основные параметры учебного плана определяются, исходя из соотношения М+Э+2К+1,5Н = 60 х C зач.ед., где М – количество модулей; М – количество модулей; Э – количество экзаменов; Э – количество экзаменов; К – количество курсовых работ/проектов; К – количество курсовых работ/проектов; Н – продолжительность практики и Н – продолжительность практики и итоговой аттестации в неделях, итоговой аттестации в неделях, C – нормативный срок обучения (количество лет). C – нормативный срок обучения (количество лет). Порядок действий : Порядок действий : установление параметров, нормируемых стандартом; установление параметров, нормируемых стандартом; ориентировочное определение общего количества модулей, видов промежуточного контроля, продолжительности практики и итоговой аттестации; ориентировочное определение общего количества модулей, видов промежуточного контроля, продолжительности практики и итоговой аттестации; корректирование параметров; корректирование параметров; определение количества зачетных единиц по учебным дисциплинам: определение количества зачетных единиц по учебным дисциплинам: Мдисц+Эдисц+2Кдисц. Мдисц+Эдисц+2Кдисц. Распределение учебной нагрузки по семестрам определяется из расчета: Мсем+Эсем+2Ксем+1,5 Нсем = 30 зач. ед. На основе кредитно-модульной технологии учебного планирования разработаны экспериментальные учебные планы по направлениям «Социология», «Политология» и специальности «Бухучет, анализ и аудит».