ПОДПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ «К У Л Ь Т У Р А» Учитель: Шпотаковская Елена Ивановна
Пояснительная записка. Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.
От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Цель подпрограммы: воспитание сознательного, уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека. Задачи подпрограммы: воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха; прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома; обращать особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, любви; дать понятия культуры быта и некоторые практические навыки вопросов быта, воспитать желание быть красивым внутренне. Сроки реализации: Данная программа рассчитана на 4 года Формы работы: Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми, индивидуальные беседы, посещение семей учеников, социометрические исследования, классные часы, «разговоры по душам».
Разделы программы: 1. Культура речи 2. Культура общения 3. Культура умственного труда 4. Культура внешнего вида 5. Культура поведения вне дома 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ Цели: в процессе внеклассной работы, в ходе подготовки конкретных дел формировать у каждого ребенка потребность считаться с правилами поведения; познакомить детей с историей возникновения общепринятых человеческих правил; добиваться применения их в каждодневных поступках дома, на улице, в школе; в каждом деле вырабатывать и развивать мышление, красивую литературную речь, добиваться умения пользоваться ею всегда и везде. 2. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Цели: учить детей культуре общения; научить пользоваться полученными сведениями в любой жизненной ситуации; закреплять полученные навыки по культуре речи; каждым игровым моментом, беседой, рассказом воспитывать в детях трудолюбие, ответственность, дисциплину.
3. КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА Цели: воспитать в учащихся чувство времени, на примерах художественной литературы показать превосходство точного человека; приучить держать свои вещи и книги в порядке; не опаздывать в школу, в гости научить дорожить своим словом; привить навыки умственного и физического труда, отдыха; 4. КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА Цели: требования к внешнему виду учащихся; изучить требования к одежде, гигиена; научить детей чувствовать прекрасное в одежде; уважение к окружающим людям; выбирать одежду так, чтобы она соответствовала времени, месту, случаю и степени официальности мероприятия. 5. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ВНЕ ДОМА Цели: дать учащимся минимум знаний по культуре поведения вне дома; формировать в каждом ученике воспитанность, бережливость; закреплять навыки культурного поведения в процессе учебы, отдыха, трудовых дел школьников.
Мероприятия: Разговор с родителями об их обязанностях в воспитании детей и об учебе школьников Проведение игры «Кто знает сказку о волшебных словах?». Разговор с родителями об их обязанностях в воспитании детей и об учебе школьников Проведение игры «Кто знает сказку о волшебных словах?». Оформление рисунков, плакатов по данной теме День именинника Здравствуй, Новый год! Подготовка номеров художественной самодеятельности Изготовление новогодних костюмов Выпуск праздничных газет Нарисовать открытки-поздравления родителям Изготовление кормушек для зимующих птиц Подбор материала о животных и птицах своего края, оформление стендов Разведение комнатных цветов для класса (беседа о пользе цветов для здоровья) «Веселые старты» - миниатюры для детей и пап Оформить выставку рисунков «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»
Викторина «Как вести себя за столом». Рассказы учащихся из занимательной литературы День открытых дверей (для родителей) Разговор о занятости детей Конкурс «Знаете ли вы, как приветствовать взрослых, товарищей» Возложение цветов к памятнику Анкетирование Подведение итогов, оформление презентации «Школьная пора» Инсценировка изученных правил поведения Обмен любезностями (письменные пожелания детей) Знакомство с ситуациями разного толка Наблюдение в школьной жизни подобных «мелочей» и проведение на основе их школьного ученического собрания Встреча с медицинскими работниками Беседа о гигиене тела и вреде курения Конкурс «Все девчонки хороши и мальчишки тоже» Очарование улыбки Можно ли мальчику дружить с девочкой? Изучение правил «Как вести себя в общественных местах?» День толерантности
Ожидаемые результаты: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Долг и ответственность 1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше Вношу предложения по совершенствованию работы класса Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач Бережливость 1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью) Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,) Анкета
Дисциплинированность 1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе) Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса Ответственное отношение к учебе 1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета) Аккуратен, исполнителен, точен Отношение к общественному труду 1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры) Выполняю трудовые поручения родителей Добросовестно выполняю все поручения
Коллективизм, чувство товарищества 1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей Доброта и отзывчивость 1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим Ко мне всегда можно обратиться за помощью Честность и справедливость 1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки Честно сознаюсь, если что-то натворил Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом
Простота и скромность 1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей Понимаю, что человека уважают не за деньги Иногда люблю похвастаться Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности Культурный уровень 1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)
0 - всегда нет или никогда. 1 - очень редко, чаще случайно. 2- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю. 3- чаще да, чем нет, иногда забываю. 4- всегда да, постоянно. 0 - всегда нет или никогда. 1 - очень редко, чаще случайно. 2- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю. 3- чаще да, чем нет, иногда забываю. 4- всегда да, постоянно. Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( )/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0, ,2)/10 До 0,5 – низкий уровень воспитанности 0,6- уровень воспитанности ниже среднего 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности До 0,9 уровень воспитанности выше среднего 1- высокий уровень воспитанности До 0,5 – низкий уровень воспитанности 0,6- уровень воспитанности ниже среднего 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности До 0,9 уровень воспитанности выше среднего 1- высокий уровень воспитанности
Уровень воспитанности 3 «Б» класс Долг и ответственность БережливостьДисциплинированность Ответственное отношение к учёбе урдс/бурдс/бурдс/бурдс/б Благова Д. 0,40,70,80,60,4110,80,40,90,80,70,40,80,80,6 Ефремова Э. 0,60,910,80,50,90,80,70,30,80,80,60,50,90,80,7 Закружная Е 0,10,30,80,70,50,410,60,50,30,80,50,20,40,50,3 Кобыща Д 0,80,80,90,80,90,90,90,90,80,610,80,90,810,9 Кубраков Ник. 0,40,80,80,60,7110,80,40,60,90,60,40,70,70,6 Кулик Дан. 0,30,30,90,50,50,610,70,30,510,60,30,50,90,5 Курпач Илья 0,60,40,90,60,70,60,90,70,300,90,40,60,510,7 МакаровИ.0,30,80,70,60,50,810,70,60,810,80,50,50,70,6 Мамедова Ал. 0,70,60,90,70,80,810,80,80,70,80,80,80,80,90,8
Долг и ответственность БережливостьДисциплинированность Ответственное отношение к учёбе урдс/бурдс/бурдс/бурдс/б Мурадян Ар. 0,30,810,40,50,70,80,60,40,50,80,60,40,50,90,6 Павленко Ал. 0110,60,3110,70,310,70,6010,70,5 Пархоменко И 00,40,90,40,40,610,60,40,80,90,70,10,80,80,5 Селевёрстен ко 0,60,80,60,60,80,90,80,80,80,80,70,80,70,70,70,7 Семченко Ал. 0,50,80,60,60,8110,90,8110,90,70,80,80,8 Солдатенко В. 0,50,90,90,80,80,90,90,90,80,810,80,50,810,7 Солодовник ов 00,50,90,40,70,810,60,30,50,70,500,50,80,4 Сухих Влад. 0,50,610,70,70,510,70,40,20,80,40,60,30,80,6 Стрижаченк о 0,30,80,70,60,70,910,80,40,50,80,50,30,60,80,5 Чернышёв Иг. 0,70,50,80,60,50,50,90,60,40,50,70,50,50,50,80,6 Югай Дарья 0,30,50,80,50,70,910,80,80,810,80,40,60,90,6 Итог0,80,70,60,6
Отношение к общественному труду Коллективизм и чувство товарищества Доброта и отзывчивость Честность и справедливость урдс/бурдс/бурдс/бурдс/б Благова Д. 0,510,80,70,30,90,80,60,40,90,80,70,30,810,7 Ефремова Э. 0,50,90,60,70,60,80,90,80,70,90,80,80,710,90,8 Закружная Е 0,40,510,60,50,50,90,60,50,80,90,70,40,50,90,6 Кобыща Д 110,910,90,910,90,91110,80,810,8 Кубраков Ник. 0,50,810,80,30,80,90,70,50,60,90,70,40,60,80,6 Кулик Дан. 0,50,810,70,50,910,80,50,910,80,40,80,90,7 Курпач Илья 0,50,50,80,60,40,810,70,50,90,90,80,50,50,80,6 МакаровИ.0,60,610,70,50,60,80,60,70,90,90,80,50,80,80,7 Мамедова Ал. 0,70,90,80,80,8110,90,8110,90,60,90,90,8
Отношение к общественному труду Коллективизм и чувство товарищества Доброта и отзывчивость Честность и справедливость урдс/бурдс/бурдс/бурдс/б Мурадян Ар.0,50,60,80,60,60,810,80,60,810,80,50,50,90,6 Павленко Ал.11110,8110,90,8110,90,30,910,7 Пархоменко И0,40,80,90,70,50,910,80,50,910,80,20,90,60,6 Селевёрстенко0,70,80,80,80,50,70,90,70,60,80,80,70,40,70,60,6 Семченко Ал.0,70,80,80,80,60,70,70,70,80,910,90,70,80,90,8 Солдатенко В.0,40,710,70,5110,80,60,910,80,50,80,90,7 Солодовников0,50,50,90,60,80,910,90,8110,90,20,50,90,5 Сухих Влад.0,60,50,80,60,80,910,90,90,810,90,50,50,80,6 Стрижаченко0,30,50,80,50,40,810,70,40,910,70,50,80,90,8 Чернышёв Иг.0,30,50,80,50,50,50,90,60,50,60,90,70,40,50,80,5 Югай Дарья0,70,510,70,80,910,90,70,910,80,50,810,7 Итог0,70,70,80,7
Простота и скромность Культурный уровень урдс/бурдс/б Благова Д. 0,4110,80,40,80,80,7 Ефремова Э. 0,80,80,90,80,60,90,80,8 Закружная Е 0,50,50,80,60,40,40,80,5 Кобыща Д 0,80,90,90,90,90,80,80,8 Кубраков Ник. 0,50,70,80,70,50,60,70,6 Кулик Дан. 0,50,90,70,70,40,50,80,5 Курпач Илья 0,50,50,90,60,50,50,90,6 МакаровИ.0,60,80,80,70,50,80,80,7 Мамедова Ал. 0,710,80,80,80,80,60,8
Простота и скромность Культурный уровень урдс/бурдс/б Мурадян Ар. 0,40,610,60,60,80,90,7 Павленко Ал. 0,80,90,80,80,210,90,7 Пархоменко И 0,60,30,40,40,20,50,70,4 Селевёрстенко0,80,60,60,70,60,50,50,5 Семченко Ал. 0,70,80,70,70,40,80,80,7 Солдатенко В. 0,8110,90,60,80,80,7 Солодовников0,80,50,90,70,20,30,80,4 Сухих Влад. 0,70,60,90,70,40,30,80,5 Стрижаченко0,50,90,90,70,40,90,90,7 Чернышёв Иг. 0,60,50,80,60,70,50,80,7 Югай Дарья 0,50,50,90,60,40,80,90,7 Итог0,70,7
Уровень воспитанности 3 «Б» класс
Уровень воспитанности класса по разделам
Уровень воспитанности учащихся 3 «Б» класса Ф.И.Баллы Уровень воспитанности Благова Д. 0,7Средний Ефремова Э. 0,7Средний Закружная Е 0,6 Ниже среднего Кобыща Д 0,9 Выше среднего Кубраков Ник. 0,7Средний Кулик Дан. 0,6 Ниже среднего Курпач Илья 0,6 Ниже среднего МакаровИ.0,7Средний Мамедова Ал. 0,8Средний Мурадян Ар. 0,6 Ниже среднего Павленко Ал. 0,7Средний Пархоменко И 0,6 Ниже среднего Селевёрстенко0,7Средний Семченко Ал. 0,8Средний Солдатенко В. 0,8Средний Солодовников0,6 Ниже среднего Сухих Влад. 0,7Средний Стрижаченко0,6 Ниже среднего Чернышёв Иг. 0,6 Ниже среднего Югай Дарья 0,7Средний
5% 55% 40% 0%