Занятие 4 Я-могу
Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать! Э. Асадов.
Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека. Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».
Способности - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Основные показатели способностей легкость усвоения новых знаний и умений; быстрота совершенствования умений; достижение высоких результатов в деятельности.
Способности человека в данный момент (это и есть его Я-могу) – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.
Способности различают общие, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.); специальные, применяемые только в данной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.).
Физические и психофизиологические качества человека важны для ряда профессий. Так, для профессионалов-спортсменов имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др. Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям. Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства). Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).
Психические качества личности Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в любой профессии. Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии. Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий, Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий.
Связь свойств внимания с различными профессиями Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте. Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др. Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте. Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий. Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.
Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств» Учащимся предлагается оценить степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %. Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками) Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами) Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени Различение цветов Определение на глаз (размеров предметов, расстояние между ними, небольших отклонений от заданной формы) Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)
Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств» Запоминание раз или редко слышанных или виденных текстов Сохранение внимания на одном и том же объекте длительное время Одновременное наблюдение нескольких объектов Длительное выполнение однообразной работы Быстрое переключение с одной деятельности на другую Принятие правильных решений при внезапном возникновении сложных ситуаций Общая сумма баллов будет говорить об уровне вашей физиологической подготовленности к включению в трудовую деятельность.
Связь нравственно – волевых качеств личности с различными профессиями Коммуникативность, общительность необходимы для всех профессий типа «Человек – человек». Эмпатия, сострадание. Профессии: социальный работник, медсестра. Воля, работоспособность, трудолюбие. Профессии: моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист. Самостоятельность, предприимчивость, находчивость. Профессии: дилер, бизнесмен, менеджер.
Упражнение «Я - могу быть» Привлекая данные самодиагностики (Я -физическое, Я - воображение, Я- внимание, Я- личность, Я- восприятие, Я- воля, Я -труд, Я -деловой, Я -общение), определите для каждого из своих Я профессию и специальность. Из полученных ответов составьте свое обобщенное «Я -могу» Я могу быть (по профессии) слесарь моряк садовод врач учитель ……….. ==
Упражнение «Я - могу быть» Сопоставьте данные «Я – хочу» и «Я – могу». Идеальный случай – совпадение этих данных. В других случаях надо искать профессию, в которой осуществлялся бы компромисс между ХОЧУ и МОГУ.
Ситуация – проба «Полоса препятствий» Одного из учащихся просят сообщить свою дальнюю перспективную цель в профессиональной области. После этого все другие участники игры по очереди предполагают возможные трудности – препятствия на пути к цели. Первый участник должен незамедлительно ответить, как он преодолеет эти препятствия. Задававший вопрос(поставивший препятствие) сообщает свой способ преодоления. Социально приемлемые позиции: компетентность, эрудированность направленность на достижение поставленной цели умение взвешивать свое решение и учитывать мнение окружающих адекватная оценка собственных возможностей.