«Формы работы педагога с семьей» (педагогическая гостиная молодого воспитателя)
Работа с родителями – это процесс общения разных людей.
Задачи: 1.установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2. объединить усилия для развития и воспитания детей; 3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи: 1.установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2. объединить усилия для развития и воспитания детей; 3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия:
С чего начать?
Первая группа родителей ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку. Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы этоа родительская группа оставалсь в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – эти родители ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.
Формы работы педагога с родителями:
Формы работы с родителями традиционные коллективные, индивидуальные наглядно- информационные. Нетрадиционные Т. В. Кротова Информационно- аналитические Досуговые Познавательные Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские
Традиционные формы.
родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 35 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Коллективные формы:
педагогические беседы с родителями, тематические консультации. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Индивидуальные формы:
Наглядно-информационные формы.
Нетрадиционные формы.
Информационно- аналитические формы
Досуговые формы:
Познавательные формы:
Наглядно-информационные формы
Информационные стенды в группах:
Важные моменты:
Наглядно-информационные формы информационно- ознакомительная ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. информационно- просветительская направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
информационно- ознакомительные формы
Спасибо за внимание!