Методика планирования воспитательной работы в классе
Планирование – это деятельность классного руководителя по отбору конкретного содержания, форм и методов воспитания на определенный период.
Общие требования к планированию 1. Целенаправленность (целеполагание); 2. Научность (анализ реальных проблем, объяснение изучаемых явлений); 3. Конкретность (конкретные задачи, направления работы и мероприятия); 4. Преемственность(анализ педагогической действительности и развитие уже достигнутого); 5. Последовательность, систематичность. 6. Реальность (определение ресурсов); 7. Согласованность всех заинтересованных лиц и организаций.
Правила планирования: Учет возрастных особенностей учащихся; Учет возрастных особенностей учащихся; Результативность проведенного мероприятия; Результативность проведенного мероприятия; Системность мероприятий; Системность мероприятий; Учет целей и задач воспитательной работы школы; Учет целей и задач воспитательной работы школы; Учет традиционных мероприятий школы; Учет традиционных мероприятий школы; Разнообразность по форме и по содержанию; Разнообразность по форме и по содержанию; Учет знаменательных дат страны, района (села), города; Учет знаменательных дат страны, района (села), города; Участие детей и их родителей. Участие детей и их родителей.
Этапы планирования : подготовительный (определение предмета и отрезка времени); подготовительный (определение предмета и отрезка времени); аналитический (определение уровня воспитанности класса); аналитический (определение уровня воспитанности класса); моделирующий (разработка внеклассных мероприятий); моделирующий (разработка внеклассных мероприятий); заключительный (оформление плана) заключительный (оформление плана)
План воспитательной работы- заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных
Алгоритм составления плана воспитательной работы: диагностика развития и воспитанности школьников; диагностика развития и воспитанности школьников; определение уровня развития коллектива в группе; определение уровня развития коллектива в группе; формулирование целей и задач воспитательной работы; формулирование целей и задач воспитательной работы; отбор элементов содержания воспитания; отбор элементов содержания воспитания; определение ведущих направлений деятельности; определение ведущих направлений деятельности; выбор форм и методов организации деятельности; выбор форм и методов организации деятельности; составление разделов работы с активом, микрогруппами и отдельными учащимися. составление разделов работы с активом, микрогруппами и отдельными учащимися.
Примерная схема плана воспитательной работы 1. цель и задачи воспитательной работы школы; 2. психолого-педагогическая характеристика класса; 3. анализ состояния учебно-воспитательной работы за прошлый год; 4. задачи воспитательной работы по разным направлениям; 5. содержание и система мер по решению поставленных задач.
Содержание тетради (дневника) классного руководителя: Сведения об учащихся и их родителях с телефонами; Сведения об учащихся и их родителях с телефонами; Сведения о занятости учащихся во внеурочное время по дням неделям; Сведения о занятости учащихся во внеурочное время по дням неделям; Сведения о здоровье учащихся; Сведения о здоровье учащихся; Сведения о питании; Сведения о питании; Сведения о подготовке учащихся к общешкольным делам и их участие; Сведения о подготовке учащихся к общешкольным делам и их участие; Сведения об участии учеников класса в дежурстве по классу, по школе; Сведения об участии учеников класса в дежурстве по классу, по школе; Работа с родителями; Работа с родителями; Работа с учителями –предметниками; Работа с учителями –предметниками; Индивидуальная работа с учениками. Индивидуальная работа с учениками.
Основные направления воспитательной работы и их содержание: Направление «Ученик – патриот и гражданин» Изучение учащимися правовых норм и законов государства Изучение учащимися правовых норм и законов государства Организация и проведение внеклассных мероприятий по данному направлению Организация и проведение внеклассных мероприятий по данному направлению Сотрудничество с правовыми организациями Сотрудничество с правовыми организациями Изучение биографий выдающихся граждан своей страны Изучение биографий выдающихся граждан своей страны
Направление «Ученик – патриот и гражданин» Организация встреч с представителями общества Организация встреч с представителями общества Создание условий для проявления патриотизма учащихся Создание условий для проявления патриотизма учащихся Посещение мест, связанных с памятью поколений Посещение мест, связанных с памятью поколений Демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества Демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями
Направление «Ученик и нравственность» Изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся; Изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся; Изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах; Изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах; Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся; Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся; Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств; Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств; Поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки Поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки
Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности» Изучение интеллектуальных возможностей учащихся; Изучение интеллектуальных возможностей учащихся; Формирование культуры умственного труда; Формирование культуры умственного труда; Развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; Развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; Развитие творческой инициативы и активности учащихся; Развитие творческой инициативы и активности учащихся; Создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке внеклассных мероприятий; Создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке внеклассных мероприятий; Стимулирование и поощрение учащихся. Стимулирование и поощрение учащихся.
Направление «Ученик и его здоровье» Изучение состояния физического здоровья учащихся; Изучение состояния физического здоровья учащихся; Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме; Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме; Изучение возможностей социума для создания условий по формированию ЗОЖ; Изучение возможностей социума для создания условий по формированию ЗОЖ; Изучение спортивных интересов учащихся; Изучение спортивных интересов учащихся; Активное привлечение учащихся к занятиям спортом и физкультурой; Активное привлечение учащихся к занятиям спортом и физкультурой; Учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях; Учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях;
Направление «Ученик и его здоровье» Организация спортивных мероприятий и праздников; Организация спортивных мероприятий и праздников; Демонстрация достижений учащихся занятиями спортом; Демонстрация достижений учащихся занятиями спортом; Контроль результативности занятий учащихся физической культурой; Контроль результативности занятий учащихся физической культурой; Привлечение родителей-энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ; Привлечение родителей-энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ; Поощрение учащихся и их родителей. Поощрение учащихся и их родителей.
Направление «Общение и досуг ученика» Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса и школы; Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса и школы; Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся; Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся; Тщательная подготовка и качественное проведение внеклассных мероприятий; Тщательная подготовка и качественное проведение внеклассных мероприятий; Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий; Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий; Учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей; Учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей; Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе. Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе.
Аспекты основных направлений в воспитательной работе класса
План воспитательной работы классного руководителя Нап рав лен ия Вос пит ате ль ные зада чи Содержание воспитательной работы диагности- ческий организационный Контроль- ный (рефлексив ный) инди вид. рабо та рабо та с роди теля ми рабо та с соци умом рабо та с учит елям и - пред метн икам и мето диче ская рабо та кл. рук.