Компетентностный подход в учебно – воспитательном процессе – основа качества современного образования Если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Сенека
Качество образования Качество образования – совокупность существенных свойств образования, соответствующая современным требованиям педагогической теории, практики и способная удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государстваКачество образования – совокупность существенных свойств образования, соответствующая современным требованиям педагогической теории, практики и способная удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства
Качество образования Вопросы учителя: «чему» и «как» учить?Вопросы учителя: «чему» и «как» учить? Вопросы ученика: «зачем», «чему» и «как» учиться?Вопросы ученика: «зачем», «чему» и «как» учиться?
Слагаемые качества образования Качество основных условий УВПКачество основных условий УВП 1.Качество управления УВП 2.Качество методической работы 3.Качество кадрового обеспечения 4.Качество материально – финансового обеспечения 5.Качество психоматического здоровья учащихся 6.Качество дошкольного образования 7.Качество стимулирования педагогического труда
Слагаемые качества образования Качество реализации учебно – воспитательного процессаКачество реализации учебно – воспитательного процесса 1. Качество содержания образования 2. Качество преподавания 3. Качество учения
Слагаемые качества образования Качество результатов УВПКачество результатов УВП 1.Уровень обученности 2. Качество здоровья 3. Качество креативности 4. Качество воспитанности 5. Качество развития личности 6. Качество сформированности ключевых компетенций
Анкетирование учителей Вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования?»Вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования?» Опрошено: более 50 % коллектива учителей Ответили более правильно: 80 % Дали не совсем понятный ответ: 12 % Затруднялись и ответ неправильный: 8%
Анкетирование учителей Вопрос: «В чем Вы видите компетентность ученика?»Вопрос: «В чем Вы видите компетентность ученика?» Опрошено: более 50% коллектива Понимание понятия показали: 89% Ответ не соответствует вопросу: 9% Затруднение и неправильный ответ: 2%
Компетентность Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение ученика к ней и предмету деятельности, т.е. состоявшееся его личностное качество(совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение ученика к ней и предмету деятельности, т.е. состоявшееся его личностное качество(совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность – способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи.Компетентность – способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Компетенция Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, т.е. наперед заданное требование (норма) в образовательной подготовке ученика;Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, т.е. наперед заданное требование (норма) в образовательной подготовке ученика; Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Компетентность и компетенция Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенций.Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенций. Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных ориентаций, знаний, умений. навыков и опыта деятельности, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально - значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Структура компетенции НазваниеНазвание Тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная)Тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная) Круг реальных объектов действительности (по отношению к которым вводится компетенция)Круг реальных объектов действительности (по отношению к которым вводится компетенция) Социально- практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме)Социально- практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме) Смысловые ориентации ученика, личная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным)Смысловые ориентации ученика, личная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным) Знания о круге реальных объектовЗнания о круге реальных объектов Умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектовУмения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов Способы деятельности по отношению к нимСпособы деятельности по отношению к ним Минимально необходимый опыт деятельности ученика (по ступеням обучения)Минимально необходимый опыт деятельности ученика (по ступеням обучения) Индикаторы- примеры, образцы учебных и контрольно- оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения)Индикаторы- примеры, образцы учебных и контрольно- оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения)
Ключевые образовательные компетенции Ценностно- смысловая компетенцияЦенностно- смысловая компетенция Общекультурная компетенцияОбщекультурная компетенция Учебно – познавательная компетенцияУчебно – познавательная компетенция Информационная компетенцияИнформационная компетенция Коммуникативная компетенцияКоммуникативная компетенция Социально – трудовая компетенцияСоциально – трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствованияКомпетенция личностного самосовершенствования
Компетентности стандарта ИнформационнаяИнформационная КоммуникативнаяКоммуникативная Познавательная (образовательная)Познавательная (образовательная) ОбщекультурнаяОбщекультурная ПрофессиональнаяПрофессиональная Социально – трудоваяСоциально – трудовая В сфере личностного самоопределенияВ сфере личностного самоопределения
Анкетирование учащихся Вопросы и ответы: 1. Чувствую себя в школе хорошо, когда……. -готов к урокам (большинство); -хорошее настроение у меня и у учителей; -интересные уроки и полезная информация; -нет проблем с одноклассниками и учителями; 2. Чувствую себя в школе плохо, когда…. - не готов к урокам, плохие оценки (большинство); -непонимание и грубость учителей; -большая нагрузка и плохое настроение; -постоянное напоминание о ЕГЭ; 3. Испытываю напряжение, приводящее к усталости, когда… -много уроков и домашних заданий (большинство); -неинтересно на уроке, не понимаю учителя; -задерживают на уроке, сокращая перемены; -спрашивают на уроке, но не ставят оценки; 4. Обижаюсь, когда… -несправедливо и необъективно оценивают ответ (большинство); -не верит учитель, что есть уважительная причина неготовности к уроку; -учитель задевает мои слабые черты, кричит незаслуженно; -есть проблемы с одноклассниками; 5. Боюсь, когда… -спрашивают, а я не готов к уроку (большинство) - вызова к доске; -иду на отдельные предметы; - проверочные и контрольные работы на каждом уроке; 6. Испытываю гнев, когда… -не понимаю, в чем меня обвиняют и кричат учителя (большинство) -не успеваю за классом делать работу; -незаслуженно ставят оценки;
Мониторинг качества и сформированности ключевых компетенций ( по Л.И.Третьякову) 1.Изучать -Умение извлекать пользу из опыта; -Умение упорядочивать знания; -Умение самостоятельно заниматься; -Умение решать проблемы; 2. Искать -Умение получать информацию; -Умение консультироваться; -Умение опрашивать окружающих; -Умение работать с документами; -Умение работать в Интернете; 3. Думать -Умение критически мыслить; -Умение устанавливать связи; -Умение оценивать социальные явления; -Умение противостоять неуверенности и сложностям;
Мониторинг качества и сформированности ключевых компетенций ( по Л.И.Третьякову) 4. Сотрудничать -Умение работать в паре, группе, команде; -Умение принимать решение; -Умение устранять конфликты, разногласия; -Умение выполнять договор; 5. Умение приниматься за дело - Умение включаться в проект; -Умение организовывать работу; -Умение нести ответственность; -Умение войти и работать в группе; -Умение пользоваться оргтехникой; 6. Адаптироваться в окружающей среде -Умение находить новое решение; -Умение проявлять гибкость, стойкость; -Умение использовать прогрессивные технологии; 0 баллов- критический уровень, 1 балл- низкий уровень, 2 балла- допустимый уровень, 3 балла – оптимальный уровень; Вычислить средний балл по каждому блоку и выявить отклонение. Необходимо откорректировать деятельность учителя. Вычислить средний балл по каждому блоку и выявить отклонение. Необходимо откорректировать деятельность учителя.
Основные пути совершенствования урока в современной школе Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке, учитывая формулу деятельности;Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке, учитывая формулу деятельности; Осуществление организационной четкости каждого урока, всех этапов;Осуществление организационной четкости каждого урока, всех этапов; Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся; Оптимизация учебно – воспитательного процесса;Оптимизация учебно – воспитательного процесса; Интенсификация учебно – воспитательного процесса на уроке;Интенсификация учебно – воспитательного процесса на уроке; Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; Совершенствование типологии и структуры урока;Совершенствование типологии и структуры урока;