Папка личных достижений ("Портфолио")
Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени.
Портфолио Это целенаправленная коллекция работ воспитанника, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. (Meier, 1991)
Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что воспитанник не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; Интеграцию количественной и качественной деятельности; Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку воспитанника; Основной смысл портфолио – "дать возможность каждому воспитаннику показать все, на что он способен".
Функции "портфолио": Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Целеполагания - поддерживает учебные цели; Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых воспитанником работ; Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Мотивационная - поощряет результаты деятельности воспитанников, педагогов и родителей; Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.
Цель портфолио – Выполнять роль индивидуальной накопительной оценки.
Типы (составляющие) портфолио "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"
Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Вкладыш в аттестат Диплом Грамота Свидетельство Возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения
Портфолио работ Собрание творческих и проектных работ воспитанника, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору Творческая книжка с приложением работ Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты Качественная оценка по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки. Качественная оценка не может войти в образовательный рейтинг воспитанника в качестве суммарной составляющей.
Портфолио отзывов Характеристики отношения воспитанника к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого воспитанника к своей деятельности и ее результатам Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты заключений Р ецензии Отзывы Р езюме Эссе Ре комендательные письма и прочее Возможность включить механизмы самооценки воспитанника, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления Сложность формализации и учета собранной информации.
Схема исчисления итоговой оценки портфолио ПозицииКомпонентыБаллы Блок А Олимпиады Международная Победитель или призер Всероссийская Победитель Призер Республиканская Победитель областная, краевая Призер Городская Победитель Призер Блок Б Иные сертифика- ты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, фондами и др. Образовательное тестирование и конкурсы по предметам От 1 до 5
Варианты определения "веса" портфолио: Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена – max 5 баллов; Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов – max 10 баллов; Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной.