Санкт-Петербургская академия педагогического образования «Институт детства» Центр дошкольного образования « ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» (из опыта работы ГДОУ 25 «УМКА») Зачетная работа слушателей КПК «Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ» воспитатели ГДОУ 25 Курортного района Сарадоева В.В., Алексеева О.В. Санкт-Петербург 2011
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И это непонимание всей тяжестью ложится на ребенка. Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие и «социальное партнерство».
Принципы эффективной совместной деятельности семьи и ДОУ, направленные на формирование гармоничной личности дошкольника: Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей Необходимо единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и родителей Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в работе с детьми Постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточных и конечных результатов
Основные цели взаимодействия ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка- позиции школьника Качественно подготовить ребенка к школе, позитивно настроить ребенка и родителей на перспективу школьного обучения
Задачи взаимодействия воспитателей с семьями будущих первоклассников Формировать общую педагогическую позицию воспитателей и родителей в вопросах подготовки детей к школе Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей Способствовать снижению тревожности родителей перед поступлением детей в школу Научить решать проблемные ситуации, которые могут возникнуть во время адаптационного периода Информировать семью об особенностях организации обучения первоклассников, дать рекомендации по выбору учебного заведения
Основные направления сотрудничества ДОУ и семьи Психолого-педагогическое образование родителей Вовлечение родителей в педагогический процесс Участие семей в управлении воспитательным процессом в ДОУ
Содержание взаимодействия Теоретические основы готовности детей к школе Диагностика школьной готовности Информирование о готовности к школе в условиях ДОУ Возможности семьи в подготовке ребенка к школе Организационные моменты перехода в школу Возможные школьные трудности и пути их преодоления
Устная информация Родительские собрания (групповые и общие) Информационные мероприятия (конференции, диспуты, дискуссии, круглый стол Консультирование родителей Беседы с родителями Письменная информация Текстовые материалы в родительском уголке Библиотечка для родителей Небольшие записки для родителей о достижениях ребенка Стендовая информация Наглядная информация Фотографии Видеофильмы Продукты детской деятельности Групповые дни открытых дверей Детские праздники Деятельная информация Проведение тренингов для родителей Проведение семинаров- практикумов для родителей Информирование в совместной практической деятельности (семейные клубы, семейные гостиные, семейные встречи, выпуск семейных газет) Формы и образования информирования семьи
Примеры взаимодействия ДОУ 25 Курортного р-на с семьей
Примеры совместного творчества родителей и детей
Темы консультаций и информации для родителей «Как развивать любознательность»«Готовим руку к письму» «Как выбрать школу » «Игры направленные на развитие волевой сферы» «Что мы знаем о своем ребенке»«Школьные трудности» «Гиперактивный ребенок в д/c и школе» «Готовность ребенка к школьному обучению»
Литература : Т.Н. Доронова «Из ДОУ в школу» М.: «Линка-Пресс» 2007 Журнал «Управление ДОУ» М.В. Ильина «Чувствуем-Познаем-Размышляем» М.: «Аркти» 2004 С.В. Чиркова «Родительское собрание в д/c». М.: «Вако» 2008 Т.Д. Швай «В школу с радостью» Волгоград, 2007
Успешного взаимодействия с семьями при подготовке детей к школе!!! Спасибо за внимание!!