Сохранение и укрепление здоровья школьников
Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающих и профилактики болезней.
Цель проекта обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование физически здоровой личности.
Задачи проекта Предупредить перегрузки обучающихся в учебном процессе; Организация физкультурно – массовых мероприятий, Оптимально организовать учебный день и неделю с учетом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей; Развивать психические процессы: память, мышление, воображение ; Формирование благоприятного морально психологического климата в ученических и педагогических коллективах; Проведение системы лечебно – оздоровительных мероприятий; Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия; Развивать систему организации групп здоровья для ослабленных детей.
Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ Состояние и содержание зданий и помещений в соответствии с требованиями СанПина. Оснащенность кабинета физкультурного зала, спортивной площадки необходимым оборудованием и инвентарем. Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета. Наличие и необходимое оснащение столовой. Организация качественного горячего питания. Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающие работу с учащимися ( медицинские рабочие, учитель физкультуры, психолог, логопед)
Модель здоровья школьника Здоровье физическое: совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье социальное: моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение. Здоровье психическое: высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Концептуальная идея проекта Создать благоприятную эмоционально – психологическую среду, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых. Создать условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении( спортивный зал, смена динамических режимов)
Этапы проектирования и проектные мероприятия 1 этап (подготовительный) уч.год. Изучение и анализ ситуации в области здоровья в школе. Подготовка кадров (повышение квалификации) Создание материально – технической базы, системы учебно – воспитательного процесса в школе. Создание благоприятного психологического климата в школе.
2этап (основной) уч.год. Разработка и апробация физкультурно – оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в школе. Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Разработка программы для родителей и педагогов о формировании здорового образа жизни. Анализ и обобщение результатов повседневной работы.
3этап (заключительный) уч.год. Организация мониторинга эффективности реализации программы. Коррекция основных направлений программы. Создание системы физкультурно – оздоровительной, психолого – педагогической деятельности в школе. Прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития. Выводы, обобщение результатов, распространения опыта.
Ожидаемые результаты Создание здоровьесберегающих условий обучения, обеспечивающих укрепление здоровья учащихся; Сохранение показателей состояния здоровья школьников и педагогов; Снижение уровня заболеваемости Повышение качества успеваемости; Достижение высокого уровня мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни; Увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную спортивную деятельность.
Поддержка реализации проекта Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. Спонсоров для улучшения материальной базы и проведение совместных мероприятий. Администрации района и РОНО Сотрудничество с медпунктом и районной поликлиникой.
Механизм реализации проекта Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учет заболеваемости детей, контроль физической подготовленности. Создание благоприятного психологического климата в классах. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах. Обмен опыта по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг. Внедрение и сохранение в учебном план уроков здоровья (формирование основ здорового образа жизни)