Требования к программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
«- Азбуку, ох, ох! – сказала лиса Алиса, качая головой. – Не доведет тебя до добра это ученье… Вот я училась, училась, а гляди – хожу на трех лапах. - Азбуку! – проворчал кот Базилио и сердито фыркнул в усы. – Через это проклятое ученье я глаз лишился»
ХVII век: «Школа всегда у вас чиста да пребывает, подметена же и беспорошна и ищищена да бывает. Школьный сор вон износите…» 1721 г.: «… на всяк день два часа определить на гулянье семинаристов… А гулянье было бы с играми честными и телоподвижными... Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет» Вторая половина ХVIII века: воспитанникам и педагогическому коллективу для соблюдения санитарно-гигиенических требований предписывалось непременно пользоваться «мыльнями». Конец ХIХ века: в России был впервые официально введен врачебный надзор за школами и определены рекомендации к организации школьной жизни.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования содержит несколько разделов. Одним из разделов является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
Нормативно-правовая и документальная основа Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; СанПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от ) ; Рекомендации по организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13 от ); Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы(Письмо МО РФ 202/11-13 от );
Нормативно-правовая и документальная основа Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от 20.о2.1999); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.); Концепция системы «21век», УМК Занкова Л.В
Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; Факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения; Активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью;
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; Научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; Научить выполнять правила личной гигиены; Сформировать представление о правильном питании, его режиме; Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей; Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье (от общения с компьютером, просмотра телепередач и т.д.); Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Направления реализации программы 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения (столовая, спортивные залы, медицинский кабинет, квалифицированный состав специалистов). 2. Использование возможностей УМК в образовательном процессе. 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Направления реализации программы 4.Организация физкультурно- оздоровительной работы. 5.Реализация дополнительных образовательных программ. 6.Просветительская работа с родителями (проведение лекций, семинаров, круглых столов; привлечение родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований и т.д.);
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Романюк Наталья Викторовна Учитель начальных классов МОУ СОШ 30 г. Энгельс 2011 г.