«Сохранение и укрепление здоровья учащихся». Колобова Лариса Григорьевна учитель начальных классов МОУ «ООШ с.Полевое»
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы: Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей учащихся; Ухудшение социального положения семей учащихся; Необеспеченность детей полноценным питанием; Необеспеченность детей полноценным питанием; Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей; Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей; Невысокий уровень общей культуры населения. Невысокий уровень общей культуры населения.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение: Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами; Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами; Оснащенность кабинета необходимым оборудованием; Оснащенность кабинета необходимым оборудованием; Питание в школьной столовой; Питание в школьной столовой; Наличие справочной и художественной литературы. Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация учебного процесса: Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся; Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся; Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся; Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся; Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; Индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями: Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников. Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа: Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры; Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры; Организация подвижных игр; Организация подвижных игр; Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физминуток, гимнастики для глаз; Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физминуток, гимнастики для глаз; Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др. Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика: Привлечение медработника к просвещению родителей. Привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению: Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
1.Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса. 2.Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей. 3.Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся. 4.Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом. 5.Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев. 6.Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.