Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования января 2010 г.
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ – одно из самых важных требований к результатам освоения общеобразовательных программ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: Материальные ресурсы школы Организация учебного процесса Организация питания Медицинская помощь Психологический климат
Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ ОПРЕДЕЛЕНО 15 гигиенических требований по следующим позициям: Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ ОПРЕДЕЛЕНО 15 гигиенических требований по следующим позициям: 1. Требования к участку ОУ 2. Требования к зданию ОУ 3. Требования к воздушно-тепловому режиму ОУ 4. Требования к водоснабжению и канализации ОУ 5. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции учебных помещений 6. Требования к условиям обучения в сельской школе
7. Требования к расстановке мебели и организации учебного места 8. Требования к организации учебного процесса в начальных классах 9. Требования к изданиям, компьютерным средствам обучения и книжным изданиям 10. Требования к школьным ранцам и сменной обуви 11. Требования к предметам для детского творчества 12. Требования к организации питания 13. Требования к определению готовности ребенка к обучению в школе 14. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся 15. Требования к формированию навыков здорового образа жизни
1.Требования к участку общеобразовательных учреждений Наличие самостоятельного земельного участка и максимальное использование его для оздоровления учащихся – одно из основных санитарно-гигиенических требований к строительству и эксплуатации школ
Участок общеобразовательного учреждения должен включать следующие зоны: Участок общеобразовательного учреждения должен включать следующие зоны: Учебно-опытная зона Зона отдыха Физкультурно-спортивная зона Хозяйственная зона
2. Требования к зданию общеобразовательных учреждений качество школьного здания, набор помещений, их соответствие существующим гигиеническим нормам и правилам количество школьников не должно превышать вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание
Для занятий детей начальной школы с использованием компьютеров необходимо выделять специальное помещение, которое должно быть оборудовано в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/ «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»
3. Требования к воздушно- тепловому режиму общеобразовательных учреждений Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям
4. Требования к водоснабжению и канализации общеобразовательных учреждений Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями
5. Требования к естественному искусственному освещению и инсоляции учебных помещений Основополагающим требованием является достаточность уровней естественного и искусственного освещения Освещение должно быть в соответствии с СанПиН 2.2.1/ «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
7. Требования к расстановке мебели и организации учебного места Ученическая мебель должна соответствовать основным функциональным параметрам индивидуальных антропометрических характеристик учащихся Типы и функциональные размеры ученической мебели для начальной школы установлены соответствующими государственными (межгосударственными) стандартами, которые являются обязательными для исполнения
8. Требования к организации учебного процесса в начальной школе Основные компоненты организации учебного процесса в начальной школе Объём образовательно й нагрузки Стиль преподавания Чередование учебы и отдыха в течение дня, недели, года Продолжительно сть учебного дня и недели Продолжительно сть и чередование видов деятельности на уроке Комплектация и наполняемость классных коллективов Программы, методы, технологии и ТСО Расписание учебных занятий
9.Требования к учебным изданиям, компьютерным средствам обучения и книжным изданиям Обеспечение удобочитаемости учебных изданий, не приводящих к развитию зрительного и общего утомления школьника в процессе учебной деятельности, является главной целью гигиенического нормирования оформления учебников, направленной на профилактику заболевания органа зрения Соблюдение гигиенических нормативов к оформлению электронных страниц КСО (компьютерных средств обучения) снижает перенапряжение зрительной системы, а также негативные сдвиги в нервно-эмоциональном статусе организма учащегося при чтении с экрана дисплея.
10. Требования к школьным ранцам и сменной обуви КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСОМ РАНЦА С ЕЖЕДНЕВНЫМИ УЧЕБНЫМИ КОМПЛЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.
15. Требования к формированию навыков здорового образа жизни обучающихся ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Здоровье и здоровый образ жизни. Режим дня, учебы и отдыха. Основы рационального питания. Значение двигательной активности и закаливания для сохранения здоровья. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний. Общественная гигиена и охрана окружающей среды. Гигиенические вопросы трудового обучения. Травматизм: профилактика и оказание первой помощи. Поведение при чрезвычайных ситуациях. Гигиенические аспекты полового воспитания. Профилактика потребления психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики и др.).
Принципиальное отличие образовательных стандартов нового поколения - ориентир на результат образования базовое требование – сохранение и укрепление состояния здоровья
Специализированный сайт
Спасибо за внимание!