Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» Геродот
Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего.
Здоровье – это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности и проявляется в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного, социального и духовного).
Задачи современной модели образования Формирование базовых компетентностей: Информационной Информационной Коммуникативной Коммуникативной Самоорганизации Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) Самообразования Самообразования Формирование базовых компетентностей: Информационной Информационной Коммуникативной Коммуникативной Самоорганизации Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) Самообразования Самообразования
Здоровьесберегающее образование Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная деятельность образовательного учреждения как комплексная системная работа по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья. это целенаправленная деятельность образовательного учреждения как комплексная системная работа по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.
Школьные факторы риска (ШФР) Стресс Несоответствие методик и технологий обучения Интенсификация учебного процесса Нерациональная организация учебного процесса Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Сверхраннее начало образования Не всегда обоснованное и адекватное использование так называемых здоровьесберегающих технологий
Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская работа (ученики, учителя, Родители) Профилактические оздоровительные мероприятия
Здоровьебезопасное образование Здоровьеформирующее образование
Здоровьеформирующее образование – дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников для достижениями ими психофизиологического и социально- личностного благополучия. дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников для достижениями ими психофизиологического и социально- личностного благополучия.
Цель здоровьесберегающего образования – укрепление жизнеспособности школьников и формирование у них готовности к ее совершенствованию. Цель здоровьесберегающего образования – укрепление жизнеспособности школьников и формирование у них готовности к ее совершенствованию. Цель здоровьеформирующего образования – изменение смысловых установок личности (внутренней картины здоровья) и формирование компетенции здоровьеформирующего поведения. Цель здоровьеформирующего образования – изменение смысловых установок личности (внутренней картины здоровья) и формирование компетенции здоровьеформирующего поведения.
Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал "всего человека" (Ин ). Основы социальной концепции Русской православной церкви (официальный текст).
Забота о здоровье это важнейший труд учителя. В.А. Сухомлинский Забота о здоровье это важнейший труд учителя. В.А. Сухомлинский Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее главная отличительная особенность приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее главная отличительная особенность приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики: Принцип ненанесения вреда «No nocere!» Принцип ненанесения вреда «No nocere!» Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип многоаспектного представления о здоровье Принцип многоаспектного представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Комплексный междисциплинарный подход Комплексный междисциплинарный подход
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) Приоритет активных методов обучения Приоритет активных методов обучения Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье Принцип отсроченного результата Принцип отсроченного результата Принцип контроля за результатами Принцип контроля за результатами
Здоровьесберегающая технология – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно- воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико- психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования. это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно- воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико- психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Систематика здоровьесберегающих технологий, используемых в работе образовательных учреждений: Медико-гигиенические технологии (МГТ). Медико-гигиенические технологии (МГТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Классификация здоровьесберегающих технологий (по характеру действия) Защитно-профилактические технологии. Защитно-профилактические технологии. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Стимулирующие технологии. Стимулирующие технологии. Информационно-обучающие технологии. Информационно-обучающие технологии.
Образовательные здоровьесберегающие технологии организационно-педагогические технологии организационно-педагогические технологии психолого-педагогические технологии психолого-педагогические технологии учебно-воспитательные технологии учебно-воспитательные технологии социально адаптирующие и личностно развивающие технологии социально адаптирующие и личностно развивающие технологии лечебно-оздоровительные технологии лечебно-оздоровительные технологии
Психолого-педагогические технологии: Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения Технология ненасильственного обучения Технология ненасильственного обучения Технология эффективной речевой деятельности Технология эффективной речевой деятельности Технология диалогового обучения Технология диалогового обучения Технология рефлексивного обучения Технология рефлексивного обучения Модульное обучение Модульное обучение Технологии проектирования и моделирования Технологии проектирования и моделирования Технологии игровых форм обучения Технологии игровых форм обучения ИКТ ИКТ Технологии развития творческого мышления Технологии развития творческого мышления Технология коллективного обучения В. Дьяченко Технология коллективного обучения В. Дьяченко Технология опорного уровня обучения Технология опорного уровня обучения
Система нетрадиционных уроков : интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме соревнований; интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме соревнований; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование); уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование); уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация); уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация); уроки с использованием фантазии (урок-сказка); уроки с использованием фантазии (урок-сказка); уроки с имитацией публичных форм общения (пресс- конференция, аукцион, бенефис, телепередача); уроки с имитацией публичных форм общения (пресс- конференция, аукцион, бенефис, телепередача); уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте); уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте); уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, урок-театр) уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, урок-театр)
Orandum est utsit mens sana in corpore sano Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух Строка Х сатиры римского поэта Ювенала