Актуальность темы Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровье – основной показатель всей жизнедеятельности человека. Термин, в некотором роде, не столько медицинский, сколько педагогический. Знания, умения, навыки, развитие физических и психических качеств – только средства для поддержания организма в рабочем, здоровом состоянии.
Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания и образования. Культура здорового образа жизни личности - это
ТЕМА: ТЕМА: «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»
Цель: проведение комплексной работы по изучению и внедрению здоровье сберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс
ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: Отработка механизмов совместной работы округа в сохранении и укреплении здоровья обучающихся; Пропаганда ценности здорового образа жизни через систему организационно – теоретических и практических занятий, совместных спортивно – оздоровительных мероприятий; Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы школ округа к формированию здорового образа жизни обучающихся; Повышение интереса и ответственности у учащихся, родителей за свое здоровье и за здоровье окружающих.
Гипотеза: совместная планомерная и систематическая работа по формированию навыков ЗОЖ даст основание делать выводы о целесообразности используемых форм и методов работы, проводить своевременную профилактическую и коррекционную деятельность.
Ожидаемые результаты: 1. Использование в обучении и воспитании обучающихся современных технологий оздоровления. 2. Повышение приоритета здорового образа жизни. 3. Организация совместной деятельности педагогов школ округа по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника. 4. Устранение перегрузок обучающихся в образовательном процессе. 5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения. 6. Усиление роли физического воспитания в учебном процессе.
Как все начиналось …выявили одну общую проблему: «низкий уровень мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья школьников» Сформулировали тему, цель, задачи, ожидаемые результаты, направления работы. Обсудили и приняли план работы округа.
«Наша новая школа», «Сохранение и укрепление здоровья школьников» «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья». Д. А. Медведев
Этапы по формированию здорового образа жизни школьников : Этапы по формированию здорового образа жизни школьников : I этап. Констатирующий - Изучение информации по проблемам здоровьесбережения; -Создание Паспортов здоровья классов; - Проведение родительских собраний.
II этап. Формирующий II этап. Формирующий Входящий мониторинг: -показатели физической подготовки учащихся; - определение медицинской группы для занятий физической культурой; - выполнение гигиенических требований к условиям обучения школьников. Анализ организации двигательного режима и физкультурной работы: - проверка планов воспитательной работы классных руководителей; - посещение уроков с целью контроля за выполнением норм СанПиНа; - рейды по организации физзарядки; -организация горячего питания в школе. Подведение итогов: - выявление существенных факторов риска, проблем детей; - разработка плана применения здоровьесберегающих технологий и методик; -разработка модели Здорового ребенка; -просветительская деятельность с учетом изученных данных медицинских карт учащихся (на родительских собраниях).
3 этап. Коррекционно- деятельностный - Рекомендации педагогам, родителям для восстановления здоровья школьников; - Помощь в овладении детьми знаниями по гигиене, санитарии, основам безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жизни; - Внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов здоровьесберегающего образования. Здоровьесберегающая педагогика во внеурочное и рекреационное время: - закаливание; - витаминизация питания; - йодированная вода; -динамическая пауза; - освоение комплексов лечебной гимнастики, утренней зарядки; - оздоровление в летнем оздоровительном лагере. Здоровьесберегающая педагогика дома: - утренняя гимнастика; - пешеходные прогулки, оздоровительный бег; - домашний стадион, занятия спортом; - закаливание; - участие семьи в оздоровительных мероприятиях.
IV этап. Промежуточно- диагностический - Итоговый мониторинг; - Анализ результатов и коррекция методов организации медико- педагогической поддержки сохранения здоровья учащихся.
V этап. Обобщающий - Методические разработки, комплекс дидактических материалов; - Представление, распространение опыта: - проведение семинаров окружного, районного значения; - участие в конкурсах, конференциях.
Что уже сделано и делается Работа педагогических коллективов школьного округа по теме осуществляется через методические семинары, совещания руководителей школ округа, курсы повышения квалификации при АКИПКРО, МО учителей - предметников, олимпиады, конкурсы различных уровней, спортивные праздники, акции, КВН.
Темы педагогических и методических советов в школах округа: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»- МОУ Октябрьская СОШ «Здоровьесберегающие технологии»- МОУ Порошинская школа «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»- МОУ Сосново- Логовская ООН «Здоровье ребенка – фактор успещности в обучении» - МОУ Черкасовская ООШ
Папа, мама, я- спортивная семья
Космическое путешествие Подготовка к полёту
Окружные спортивные соревнования по волейболу
Окружной методический семинар по здоровьесбережению
Мероприятия по ЗОЖ в школах округа: – обследование детей,поступающих в школу; – выделение учащихся группы «риска» и больных ребят; – мониторинг состояния здоровья учащихся от 1 до 9 класса; – мониторинг учащихся специальных медицинских групп здоровья; – создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся; – работа по программе «Здоровье»; – использование в образовательном процессе малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и пр.); – регулярное проведение дней и недель здоровья; – регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения; – участие школьников в муниципальных, областных, всероссийских акциях, конкурсах, фестивалях физкультурно-спортивного издоровьесберегательного характера; – регулярное проведение летних оздоровительных лагерей в школе; – регулярное обеспечение всех учащихся школы горячим питанием; – соблюдения гигиенических норм и требований к организации учебного процесса.
Промежуточный результат Во всех школах внедряются в практику современные технологии оздоровления детей и подростков. Повысился уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения, усилилась роль физического воспитания в учебном процессе. Повысился приоритет ЗОЖ среди школьников, родителей, социума. Учащиеся школ округа знакомятся, общаются друг с другом, делятся опытом работы, поддерживают тесную связь.
Что запланировано Ноябрь – месячник «Молодежь – за здоровый образ жизни». план мероприятий месячника: Мониторинг по критериям (%): - физкультурная группа, - группа здоровья, - пропуски по болезни, - питание учащихся, - дети с хроническими заболеваниями, - охват кружковой (спортивной) работой, - курящие дети и т.д. 2. Конкурс плакатов и рисунков по теме «Молодежь – за здоровый образ жизни». 3. «Папа, мама, я – спортивная семья» - Сосново-Логовская ООШ – Соревнования по волейболу – Черкасовская ООШ – «Малые Олимпийские игры» - Октябрьская СОШ
Заключение «Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья.
Заключение Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья». Д. А. Медведев «Наша новая школа»
«Наша новая школа» Данная инициатива находит свое подтверждение в работе Октябрьского образовательного округа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!