СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сущность, назначение, принципы и функции планирования
ПЛАНЫ иерархия планов. doc иерархия планов. doc Перспективный и календарный планы работы ОУ План подготовки и проведения школьного мероприятия Рабочий план руководителя ОУ и его заместителей План работы с родителями и ученическим самоуправлением План повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов План воспитательной работы в классе и группе УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. doc
ФУНКЦИИ педагогического планирования Направляющая Прогнозирующая Координирующая или организаторская Контрольная Репродуктивная (воспроизводящая)
ПРИНЦИПЫ педагогического моделирования: системности; конкретности; оптимальности; индивидуальности; научности; непрерывности.
Календарный план Наименование планируемых дел Формат мероприятия Дата и время их проведения Фамилии организаторов проводимых мероприятий
Перспективный план 1.Определение порядка и сроков действий 2.Педагогический анализ состояния и результатов 3.Моделирование образа группы 4.Коллективное планирование 5.Уточнение, корректирование и конкретизация, оформление
Коллективное планирование общий сбор-старт конкурс на лучшее предложение в план на лучший проект дела анкеты предложений или аукцион идей и предложений открытый лист идей и предложений журнал-эстафета дискуссия защита проектов плана
Требования к планам учебно-воспитательной работы такие: целеустремленность и конкретность образовательных задач; краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; связь внутриклассной работы с работой вне школы; согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций; гибкость плана. Соблюдение перечисленных требований позволит педагогу правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспи тательной работы.
* Совет при планировании деятельности в ГПД: Избирать в качестве приоритетного и системообразующего тот вид деятельности, который соответствует следующим требованиям: не формально, а реально отвечает целям воспитательного процесса; выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным для большинства учащихся; педагоги высоко профессионально владеют методикой его использования в воспитании школьников; формируются связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых; существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.
«Основные направления и дела классного сообщества» Тематические программы: «Я и общество» «Я и природа» « Я и моя школа» « Я и моя семья» «Я и мое "я"»
Целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье»
Программы формирования нравственных позиций школьника на основе общечеловеческих ценностей: Земля Отечество Семья Труд, Знания Культура Мир Человек
Виды деятельности познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая
Индивидуальная работа с учащимися СОЗДАНИЕ: 1) благоприятной среды для формирования личности каждого ребенка, 2) педагогического проектирования и обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся, 3) поиска наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающее его от других индивидов.
Педагогические средства индивидуальной работы с учащимися: приемы и методы психолого-педагогической диагностики, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, создание ситуации успеха и выбора, осуществление программы коррекционной деятельности
Таблица п/п Имя, фамилия ученика Мир увлечений и интересов Основные личностные увлечения Главные проблемы в развитии Формы и способы педагогической поддержки
Взаимодействие с родителями изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Совет ученого Советуем строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов, как: обращение к чувству родительской любви и ее уважение; умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения предваряющей положительной оценки; высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.
Педагогическое просвещение родителей беседы по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и др.
Виды взаимодействия с родителями совместное планирование воспитательной работы в группе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонте и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.
Анализ планирования деятельности в ГПД
Анализ воспитательной работы - это основа планирования. Т ребования к анализу: 1) проведен неформально 2) имеет четкую структуру 3) соответствует разработанному критериально - аналитическому аппарату 4) носит информативный и содержательный характер 5) учитывает спектр мнений
Подходы к проведению анализа В.Р. описательный полярно-оценочный проблемный системный личностно-ориентированный
Виды анализа УВП Анализ реализации целей и решения задач; Анализ основных событий и педагогических ситуаций; Критериально-ориентированный анализ
Инфомационно-аналитические справки по итогам мероприятий в ГПД: что проходило или проводилось, в каком формате когда и кто проводил мероприятие какие результаты планировались какие результаты получены в осуществленной деятельности и доп. информация: 1.Положительные аспекты («+») 2.Отрицательные аспекты («-») 3.Что нового удалось получить 4.Как участие и позиция педагога повлияли на результативность дела 5.Выводы и предложения о перспективах
СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Разделы плана ВР I. Анализ воспитательной работы за прошедший год. II. Цель и задачи воспитательной деятельности. III. Основные направления и дела детского сообщества. IV. Индивидуальная работа с учащимися. V. Работа с родителями. VI. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе.
1. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. 1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году. Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2.Анализ развития учащихся группы. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере). Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса/группы, их успеваемость (необходимо сравнить с результатами предыдущих лет). Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, группы, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.). Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической, культуры семейных отношений, экономической и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге развитие культуры жизненного самоопределения). Успехи и достижения учащихся группы, личностный рост, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз их дальнейшей социализации).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Особенности отношений учащихся группы с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, имевшие место за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) повлияли особенно сильно? Основные ценностные ориентации учащихся класса/группы, особенности отношения учащихся к людям, труду, учебе, школе, классу и т.д. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников? Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей? Какую роль в социальном развитии школьников играет детское сообщество группы?
4. Анализ развития коллектива группы. Социально-психологический микроклимат в группе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на его формирование? Особенности нравственно- психологического климата в группе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, к мальчикам, к девочкам, доброжелательность, коллективизм, взаимная ответственность, забота и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой, особенности общения в детском коллективе группы. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса/группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой активности, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса/группы, в процесс планирования, организацию и анализ совместной деятельности. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса/группы). Изменения состава класса/группы, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в детском коллективе. Особенности общественного мнения класса/группы и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает, в свою очередь, наибольшее влияние на него?
5.Анализ организации воспитательного процесса в группе и эффективности работы воспитателя. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему? Насколько удачной оказалась последовательность мероприятий, прошедших в учебном году? Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду? Какие совместные дела за год способствовали сплочению детского коллектива? Какие методы воспитательного воздействия, формы и средства наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
6.Анализ участия детей класса/группы в жизнедеятельности школы. Основные мотивы участия в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для школы). Участие в работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений, сказавшихся на воспитании и развитии личности учащихся.
7.Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся, с родительским активом. Частота и характер контактов с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность группы (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации различных дел и мероприятий). Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в группе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого). Результативность организации родительских собраний. Эффективность индивидуальной работы с родителями. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса). Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.
8.Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса/группы. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие? Кто из взрослых в контакте с классом оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся? В какой мере воспитателю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся группы? Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
9.Выводы: удачи и находки, накопленный положительный опыт; отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся; нереализованные возможности и неиспользованные резервы; перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.
10.Приложение к анализу может содержать следующее: Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.; Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций, периодах жизни детского коллектива. Другие аналитические материалы.
Постановка целей при планировании работы в ГПД
ВИДЫ ЦЕЛИ идеальная некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; результатная прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная проектируемое состояние воспитательного процесса
ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Результатная цель Целевые ориентиры: направлены на развитие личности ребенка, формирование его потенциалов, овладение системой знаний сопряжены с интересами и ценностными установками обеспечены ресурсами конкретные трудные, но достижимые гибкие диагностичные
Например, цель формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой. Задачи: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Процессуальные цели использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры; ввести в расписание уроки общения и развития для формирования коммуникативной культуры учащихся; способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе;; обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в группе и т.п.
*Совет при формулировании цели и задач. При постановки целей и формулировании задач, направленных на реализацию выбранной цели акцент делать на: требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, описанные в Основной образовательной программе Вашего ОУ; Программу духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; Программу формирования универсальных (личностных и надпредметных) качеств личности.
Очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана. отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания; традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность воспитателя; примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию; неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые не могут заинтересовать ни детей, ни педагога: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить поход по местам боевой славы» и т.п.