МОУ СОШ 2 г. Торопца 2011 год Районный семинар «Здоровьесберегающие технологии - залог качественного обучения» - залог качественного обучения»
По данным Минздрава России
Внешние факторы риска : (за пределами образовательного учреждения) экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни.
Внутренние факторы риска : (в самом образовательном учреждении) организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания в образовательном учреждении; соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в образовании – наличие в инфраструктуре учреждения, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающая технология К здоровьесберегающим относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении. В расширительном смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идут на пользу здоровья учащихся. ( это и медицинские и педагогические)
МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. Здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях - это системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. 2. Здоровьесбережение в образовании - проблема социально-экономическая, психолого- педагогическая, физиолого-гигиеническая.
Базовая модель 1.Создание гигиенически полноценной среды обитания, внутришкольной среды, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений, комплектованием медицинских, педагогических и дополнительных кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья. 2.Рациональная организация учебного процесса. Соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся.
3. Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы. 4. Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. 5. Анализ состояния медицинской помощи и здоровья школьников.
Первый блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения: состояние и содержание здания и помещений школы; оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок; оснащение медицинского кабинета; оснащение школьной столовой; организация питания; необходимый состав специалистов.
Второй блок - рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса; адекватность методов и методик обучения; контроль инноваций; соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; рациональная организация уроков физической культуры; индивидуализация обучения.
Третий блок - организация физкультурно- оздоровительной работы: полноценная работа с учащимися всех групп здоровья; организация занятий по ЛФК; организация часа активного отдыха (динамической паузы); организация динамических перемен, физкультпауз на уроках; организация работы спортивных секций; регулярное проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий.
Четвертый блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: модульные обучающие программы; лекции (лекторий), беседы, консультации; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.; создание общественного совета по здоровью.
Пятый блок - организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе.
Шестой блок - профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний; анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной помощи детям со школьными проблемами; привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Технология преемственности между ДОУ и начальной школой Цель – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей Специфика Общая подготовка: физическая личностная интеллектуальная социальная Общая подготовка: физическая личностная интеллектуальная социальная освоение учебных навыков в чтении, письме, математике; формирование учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) освоение учебных навыков в чтении, письме, математике; формирование учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) при сохранении и укреплении здоровья ДОУ Начальная школа
Основы организации успешного обучения младших школьников Учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни Фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика Учет индивидуальных особенностей ребенка Предоставление детям разных по сложности учебных заданий (в соответствии с их индивидуальными особенностями) Учет структуры индивидуального интеллекта при планировании обучения
Положительная установка на учащихся Привлечение учащихся к принятию решений Развитие самостоятельности и активности учеников Адекватная оценка возможностей учащихся, их успехов и неудач Четкий и краткий инструктаж, предоставление алгоритмов действий Использование иронии, шутки в воспитательных целях Проявление эмоциональной отзывчивости Основы организации успешного обучения младших школьников
Технология преемственности между начальной школой и средним звеном Ребенку необходимо умение гармонично интегрировать свои переживания, формировать целостную самооценку. Возможность успешного продвижения школьника на этом этапе зависит от его способности успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. Обучение становится предметным. Появляются разные учителя. Противоречивые стили и требования учителей.
- комплексное психолого-медико-педагогическое воздействий, которое позволяет Y решить проблемы нарушений в развитии, Y раскрепостить учащихся, Y создать у них мотивацию саморазвития, Y обеспечить благоприятные условия раскрытия их способностей и возможности самореализации в процессе обучения и социальных взаимодействий; - комплексное психолого-медико-педагогическое воздействий, которое позволяет Y решить проблемы нарушений в развитии, Y раскрепостить учащихся, Y создать у них мотивацию саморазвития, Y обеспечить благоприятные условия раскрытия их способностей и возможности самореализации в процессе обучения и социальных взаимодействий; - сотрудничество всех участников образовательного процесса и участие их в реализации здоровьесберегающих технологий В этот период закладывается потенциал дальнейшего развития личности. - создание системы взаимодействий между учениками, учителями и родителями
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Формирование ценностного отношения к своему здоровью Формирование потребности в здоровом образе жизни
система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Таким образом,