«Формы и методы работы с неблагополучными семьями» «Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй...» - шепнула Мечта. МОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 1. Семья однодетная 2. Семья многодетная 3. Семья с низким материальным положением 4. Семья неполная 5. Семья со сводными детьми б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. 7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей 8. Семьи с жестоким обращением с детьми 9. Семья, где родители фактически не занимаются воспитанием детей
Этапы взаимодействия с семьей 1.Ознакомительный 2.Изучение семьи - беседа -посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи -Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. - заполнение социального паспорта семьи.
3. Обработка результатов социально- педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия -Уклонение родителей от обязанностей по воспитанию, образованию и содержанию детей; -Родители, злоупотребляющие алкоголем и ведущие аморальный образ жизни; -Жестокое отношение к ребенку; -Нарушение детско-родительских отношений; -Неполная семья; -Малообеспеченная семья.
5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско- родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. 6. Подведение итогов психолого- педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Профилактика семейного неблагополучия Диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые уроки для родителей, совместные мастерские; Занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в обществе; Родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков; Формирование семейных ценностей: Ø Творческие семейные выставки; Ø Выполнение праздничных семейных творческих заданий.
· Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края: Ø Традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков ( «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха» ) Ø Проведение семейных праздников ( «Наша родословная», «Наши семейные традиции»), интеллектуальных игр «Как бы мы жили без книг», «КВН»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др. Семейный досуг и творчество детей и взрослых: Ø Совместные праздники для детей, подростков и родителей; Ø Проведение конкурса «Моя семья»; Ø Конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом…»;
– это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое
Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое
Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность Другое
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
. Организация социально- педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска» участие учащегося в общественной жизни класса; приемлемые (позитивные) качества личности; взаимоотношения со сверстниками; досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); каково влияние семьи; имеют ли место конфликты в классе и их причины; какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Административный кодекс, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Семьи, находящиеся в социально- опасном положении Прохоренко Жанна Сергеевна Рубанникова Любовь Федоровна Чубатая Светлана Сергеевна Лаврентьева Ирина Валерьевна Собраны документы на Короткову Наталью Геннадьевну Поставлена на учет в Администрации С/п Чулпанова Вероника Владимировна
Стоят на учет в школе Понамарева Наталья Валерьевна Богданова Наталья Васильевна Поставлены на учет классными руководителями год Пунигова В.А. (Пунигов Максим 1а класс) Седельникова Т.Г. (Шевелев Руслан 2класс) Ауст Е.В. (Ауст Наталья 2 класс) Евстратенко В.Г. (Евстратенко Анна – заоч)
Дети, стоящие на ВШК