Коллективная творческая деятельность в группе детей на уроках изобразительного искусства и художественной деятельности помогает решать следующие задачи: 1) Формирование и совершенствование навыков совместной работы, развитие потребности в эстетическом общении и интереса к изобразительной деятельности; 2) Способствовать активному вовлечению учащихся в учебно- воспитательный процесс; 3) Развитие способностей к восприятию прекрасного в себе самом, другом человеке и в окружающем мире. Уроки коллективного творчества
Три вида художественной деятельности: 1) восприятие (потребление искусства); 2) эстетические знания (искусствознание) ; 3) художественная деятельность.
Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляется следующие функции: информационная – обмен чувственной и познавательной информацией; контактная – готовность к приему и передаче информации; координационная – согласование действий и организация взаимодействия; перцептивная восприятие и понимание друг друга; развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности. Prezentacii.com
В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели: Общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличия условий самовыражения и самореализации каждого; Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола; Доверие и взаимопомощь (между членами коллектива), Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Формы коллективной изобразительной деятельности 1.Фронтальная форма (или индивидуально- коллективная) 2.Комплексная форма 3.Коллективно-производственная форма По признаку количества участников Парные – работа в паре Групповые – в небольших группах по 3-5 человек Коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.
Три основные формы организации совместной деятельности: 1) совместно-индивидуальная; 2) совместно-последовательная; 3) совместно-взаимодействующая.
Коллективная работа 1 класса Место коллективной деятельности в учебно-воспитательном процессе
Коллективная работа «Деревня» 4 класс
Итоговая коллективная работа по проекту.
«Основы народного и декоративно- прикладного искусства» (Результат работы в течение 4 уроков) Выставка «Дымковская игрушка».
Коллективная композиция (работа в течение четырех уроков), предназначенной для оформления интерьера школы. «Витражи»
Коллективная работа «Выразительные возможности линии» 6 класс
Коллективное творчество на занятиях кружка «Цветной калейдоскоп»
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.