Выездной семинар - практикум « Воспитательная система класса. Структура и содержание » МОУ СОШ п. Ждановский 15 января 2010 г. МОУ ДОД ДУМ
Педагогическая целесообразность создания воспитательной системы класса ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны ; воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедея тельности и развития ребенка, эффективно содействующая его лично стному росту ; системный подход позволяет классному руководителю рационально рас пределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе ; в процессе построения воспитательной системы формируется « лицо » класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества ; воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
По определению Степанова Е. Н. д. п. н., проф., зав кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО : Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Компоненты воспитательной системы класса
Индивидуально - групповой компонент Кто, по вашему мнению, должен участвовать в создании, управлении, развитии воспитательной системы класса ?: Какова роль каждого в создании, управлении и развитии воспитательной системы ?
Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Нецелесообразность копирования какого - нибудь известного образца системы воспитания или модели, ранее разработанной самим педагогом для осуществления воспитательной деятельности с другими учащимися.
Ценностно - ориентационный компонент ключевая идея замысла системы ; цель и задачи воспитания ; перспективы жизнедеятельности классного сообщества ; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Именно иерархии ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса.
Определение ключевой идеи Ключевая идеяНазвание системы Овладение младшими школьниками умениями и навыками самообслуживания, самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности Самоумейка Формирование экологической культуры учащихся Экоград Содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении Найди себя в себе Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях традициях родного края Звонница Развитие индивидуальности учащихсяЗажги свою звезду
Под целью воспитания принято понимать вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности. « Цель должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости в широком коридоре культуры, но чтобы индивидуальность ни в коем случае не сводилась к варварству пещерного человека ». Щуркова Н. Е.
« Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути ». А. С. Макаренко Перспективы развития класса : близкая ( поход ; дискотека ; праздник именинников ; посещение театра, концерта, выставки ; экскурсия ); средняя ( коллективное творческое дело ; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании ; туристическая поездка ); далекая ( успешно завершить обучение в школе ; стать образованными и воспитанными личностями ; оставить в школе добрый след в виде традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т. и.)
Принципы построения воспитательной системы класса ( Пример ) Познай себя - это интересно ! Сотвори себя - это необходимо ! Утверди себя - это возможно ! Прояви себя - это реально ! ( Воспитательная система класса С. В. Заваденко )
Функционально – деятельностный компонент системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения ; основные функции воспитательной системы ; педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.
Объединение отдельных воспитательных дела и мероприятий в более « крупные дозы воспитания » - тематические программы, ключевые дела, социально - педагогические проекты. разработка и осуществление целевых ( тематических ) программ « Учение », « Досуг », « Общение », « Образ жизни », « Здоровье » ( предложено О. С. Газманом ); объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения об щечеловеческих ценностей « Земля », « Отечество », « Семья », « Труд », « Знания », « Культура », « Мир », « Человек » ( предложено А. В. Караковским ); систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный ( нравственный ), коммуникативный, художественный ( эстетический ), физический ( разработано на основе концепции М. С. Кагана ); формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.
Выбор системообразующего вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.
Доминирующая роль классного руководителя « контролер », обеспечивающий включение учащихся в учебно - воспитательный процесс ( контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием ; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно - воспитательный процесс ); « проводник по стране знаний », создающий условия для развития по знавательного интереса и желания учиться ( информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся ; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера ; оказание помощи учащимся в самообразовании ; координация усилий всех учителей, работающих в классе ); - « нравственный наставник », содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами ( обучение этике и этикету ; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы ; оценка поступков учеников ; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении )
- « носитель культуры », помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно - воспитательный процесс ( проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки ; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома ); - « старший товарищ », помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся ( формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности ); - « социальный педагог », способствующий решению различных социальных проблем учащихся ( создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни ); - « фасилитатор », оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации ( проведение бесед, тренингов, игр ; индивидуальная работа с учащимися ). Доминирующая роль классного руководителя
Пространственно - временной компонент эмоционально - психологическая, духовно - нравственная и предметно - материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся ; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых ; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения ; этапы развития воспитательной системы.
Контакты класса
Этапы развития воспитательной системы класса первый этап - проектирование системы ; второй этап - становление системы ; третий этап - стабильное функционирование системы ; четвертый этап - завершение функционирования или коренное обновление системы.
Диагностико - результативный компонент Критерии эффективности воспитательной системы. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Критерии эффективности воспитательной системы воспитанность учащихся ; защищенность и комфортность ребенка в классе ; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе ; сформированность классного коллектива ; репутация класса ; проявление индивидуальности (« лица ») классной общности.
Технология моделирования воспитательной системы Направления совместной деятельности Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
Направления совместной деятельности Основные направле ния Задачи деятельностиСредства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные ха рактеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности класс ного коллектива, состоя ние в нем деловых и меж личностных отношений. 3.Выявить воспитатель ные возможности роди телей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффек тивность учебно- воспитательного процесса 1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение». 3. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы -коллектив... Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе». 4. Смотр сочинений «Моя семья», огонек «Мы и наши дети», беседа «Моя семья – чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи». 5. Тесты Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Направления совместной деятельности Основные направле ния Задачи деятельностиСредства реализации задач Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и ус ловия использования воз можностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива 1. Организациснно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться». 2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети = ?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»
Направления совместной деятельности Основные направле ния Задачи деятельностиСредства реализации задач Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества 1.Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное твор ческое дело «В нашем классе день рождения», игра- путешествие по семейным островам. 2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»