ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Профориентация - это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, методико- биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
ЦЕЛИ: Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи: 1. Получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; 2. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
3. Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; 4. Выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Методико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи, как: разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я);приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Школа МУКПредприятия Центр занятости населения Внешкольные учреждения ССУЗы, ВУЗы Учебные заведения профтехобразования
Заместитель директора по воспитательной работе Классные руководители Социальные педагоги Педагоги- психологи Учителя технологии Преподаватели организаторы ОБЖ
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе в функции которого входят: планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей- предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Выполняющие рекомендации координатора: Классный руководитель: составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; организует встречи учащихся с выпускниками школы студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники: способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь: регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты- конференции на темы выбора профессии; обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог: способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог: изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник: используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы Организационно-методическая деятельность: Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия) Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями проведение родительских собраний, (общешк., классн.); лектории для родителей. индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; создание попечительского совета, включающего родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Как оценивать эффективность профориентации школьников достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIIIXI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.