Круглый стол «ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Жамкова И.В., учитель начальных классов
Социальный заказ общества Явления из практики обучения Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, глубокое понимание гуманитарных знаний). Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование Жаргонизмов и иноязычной лексики. Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; творческие работы списаны.
1. Отсутствие представления о сущности умений которым нужно научить детей. 2. Отсутствие знания о том, какие умения из необходимого набора умений у каждого конкретного ребенка отсутствуют, а какими тот обладает. 3. Не используются умения и знания, освоенные при изучении одних предметов, в рамках других предметов. 4. Один и тот же учебный материал изолированно, несогласованно изучается в рамках разных учебных предметов.
Умеет конкретизировать как цель урока реализовалась в комплексе взаимосвязанных методов и средств; Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения; Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации; Владеет современными методами преподавания; Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
1. Рефлексия как обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса. 2. Первичность мышления, понимания и рефлексии относительно знания. 3. Приоритет понимания над знанием и узнаванием. 4. Приоритет действия (действования) над поведением. 5. Приоритет творческой деятельности над репродуктивной. 6. Принцип осмысленности и осознанности.
7. Принцип ориентировки на зону ближайшего развития. 8. Принцип организации образовательной среды как важнейшего способа и средства обучения и воспитания. 9. Принцип большей ценности проблем, «ученого незнания». 10. Принцип развития внепредметных умений - общеинтеллектуальных, речевых и организационно-деятельностных.
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Общеучебные умения: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание;
Общеучебные умения: выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; смысловое чтение; выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез; их обоснование.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
практический эксперимент; метод проектов; групповые обсуждения; мозговой штурм; деловые игры; ролевые игры; баскет-метод; тренинги; обучение с использованием компьютерных обучающих программ; анализ практических ситуаций (case-study).
Приемы развивающего обучения (АМ начала урока) «Ситуация успеха», Эмоциональный настрой, «Галерея портретов», Поздоровайся друг с другом, «Термины на повестке дня»
АМ объяснения нового материала различные формы лекций (лекция с заранее запланированными ошибками, лекция- пресс-конференция и т.п.); различные техники организации групповой работы («мозаика», «мозговой штурм», составление семантической карты); игровое моделирование (ролевые игры, «воображаемые ситуации», «Инфо- угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»).
Приемы развивающего обучения Задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, штрихи. Интересная форма обобщения – стихотворение; Межпредметная связь – повторяем части речи; Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов - эффективная форма рефлексии.
Синквейн Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). Прилагательное. Имя Самостоятельное, определяющее Описывает, конкретизирует, оценивает. Большую роль играет в описании предмета. Оценка
Даймонд Состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая / шестая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого/последнего существительного. Третья/пятая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Строится на принципе зеркального отражения Гипербола Огромная, масштабная. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает. Крохотная, мизерная. Литота. Хребтищева Татьяна, 10а класс
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, где в контрасте выступают первая и последняя, вторая и шестая (понятия с противоположным значением). строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
Штрихи Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Штрих учащихся по теме «Солнце»: Радость, Яркая, светлая, Ослепляющая, согревающая, чарующая. Возрождает, одухотворяет, волнует, будоражит, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Солнце освещает жизнь, так как они возвращает ощущение жизни, прогоняет серость и тоску.
Проверка домашнего задания возможна следующим способом: Метод составления логической цепочки (термины, ключевые слова по изученной теме). Цепочка записывается на доске и затем обсуждается в классе: Как соотнесены понятия? Все ли логические звенья присутствуют? Какие примеры приведены? Нет ли путаницы в терминах, примерах?
При условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные возможности для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.