Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
- СУИЦИД - УМЫШЛЕННОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ На 100 тыс. детского населения 19,8 случаев суицидов среди детей в возрасте лет от 3-4 случаев среди подростков и юношей в возрасте лет – случаев Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством более 200 детей и 1,5 тысяч подростков
Суицидальная карта мира
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности (мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки) Суицидальное поведение – это область «пограничной психиатрии»: депрессии, аффективные состояния, психопатии, реактивные состояния, акцентуации характера (90% суицидов совершается с психотическими состояниями) Больше половины случаев суицидального поведения подростов – это привлечение к себе внимания (демностративное поведение)
ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА Серьезные проблемы в семье; Отвержение сверстниками; Смерть значимого человека; Разрыв отношений с любимым человеком; Межличностные конфликты; Проблемы с дисциплиной или законом; Групповое давление и групповые самоубийства; Неудачи в обучении и высокие требования; Финансовые проблемы; Нежелательная беременность; Насилие и психотравмы; Тяжёлые телесные заболевания.
ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУИЦИДЕНТОВ Высокая восприимчивость и ранимость; Низкая самооценка и сверхкритичность; Замкнутость и ригидность; Низкая стрессоустойчивость; Инфантилизм; Склонность к зависимости (алкогольная, наркотическая, игорная и т.д.)
ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ Потеря аппетита; Бессоница или повышенная сонливость; Жалобы на соматические недомогания; Пренебрежение к внешнему виду; Чувство одиночества, тоски, вины, скуки, бесполезности; Плаксивость; Отсутствие планов на будущее; Уход от контактов; Погруженность в размышления о смерти.
Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в учреждении образования» Работа с детьми (опосредовано) – укрепление психического здоровья в целом, формирование активной жизненной позиции, навыков конструктивного решения возникающих проблем и принятия социальной поддержки. Работа с родителями (беседы, лекторий), например о необходимости ограничения доступности средств самоубийства (надзор, надлежащее хранение медикаментов, огнестрельного оружия и т.п.), о способах оказания психологической поддержки. Работа с педагогами: психологическое просвещение педагогов по вопросам жизни и смерти, обучению их выявлять стрессовые состояния, признаки депрессии и суицидального поведения, повышать уровень их знаний о доступных видах психологической поддержки и других источниках помощи.
В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ ВАЖНО: Установить заботливые, доверительные взаимоотношения; Быть внимательным слушателем, «ПРИНЯТИЕ ВСЕРЬЁЗ»; «УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»; Оказать поддержку, «БЫТЬ НА СТОРОНЕ РЕБЁНКА»; Дать ребёнку возможность найти собственные ответы; НЕ ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО в ситуации высокого суицидального риска; Обращение за соответствующей помощью.
СПОСИБО ЗА ВНИМАНИЕ