СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления отношений Сравнение стратегий и факторы их выбора
Важные положения «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе» «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения» «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний» «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика» «Уважение и сотрудничество – основа образования» «Юмор и улыбка делают школу человечнее»
Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя для достижения целей образования 1. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала: пассивные, активные и интерактивные. 2. При организации передачи учебной информации: репродуктивные, производящие, творческие. 3. При установлении отношений между преподавателем и обучающимися: директивные, миссионерские и партнерские. Основные пути получения информации Аудиальный (слух) – визуальный (наблюдение) – кинестетический (действие)
Основные понятия Технология – структура, задающая рамки процесса и алгоритм (последовательность) совершения основных шагов Методика - основные способы и подходы в преподавании, основанные на учебной деятельности. Формы преподавания – внешнее оформление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные или командные). Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание) Индивидуальные (изучение документа, исследование)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество учащихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения слабый уровень первоначальной подготовки учащихся
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Экономия времениСнижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оценивания Сужение источников информации Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии) Коллективные или командные (подготовка проекта) Групповые (вопросы от группы)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы учащихся по уровню подготовки
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые (работа в группе) Коллективные или командные (обмен информацией, выработка общего решения)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчестваДавление авторитета лидера в групповой деятельности
Стратегии работы с информацией Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия Репродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1
Производящая (системная) стратегия Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Творческая (креативная) стратегия Творческие или креативные подходы - и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Стратегии установления отношений Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе Директивные (подчинение – порядок – иерархия) Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)
Равноправная стратегия установления отношений -Индивидуальность личности; -Позитивность в основе отношений; -Фасилитаторская позиция учителя; -Открытость; -Эмпатия (сопереживание); -Уважение; -Совместное творчество.
Влияние равноправной стратегии ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Отсутствие боязни совершить ошибку. Возможности для свободного творчества. Чувство уверенности в своих силах и самоуважения. Личная ответственность за принимаемые на основе свободного выбора решения. Самоопределение и устойчивость к внешнему давлению. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Отсутствие четких ориентиров. Нигилизм и отрицание любых авторитетов. Снижение дисциплины. Агрессивность учащихся по отношению к сверстникам и взрослым. Неготовность учащихся отстаивать свое мнение и защищать свою позицию.
Миссионерская стратегия установления отношений -Почитание и благоговение; -Внушение; -Проповедническая позиция учителя; -Харизматичность; -Наличие внешнего авторитета; -Радость общения; -Преобладание эмоционального над рациональным
Влияние миссионерской стратегии установления отношений ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Повышение мотивации учащихся. Делает процесс обучения понятным и радостным. Положительный эмоциональный фон Наличие положительного примера и личностного авторитета. Уверенность в своих целях и идеалах. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Привязанность к другому человеку. Сведение сложных вопросов к набору постулатов и истин. Преобладание эмоций над разумом. Опасность психического давления и влияния. Размывание ответственности за собственные действия и решения.
Директивная стратегия установления отношений -Иерархичность; -Прямые указания; -Управляющая позиция педагога; -Максимальное подчинение; -Морализирование; -Единые образцы поведения; -Поддержание порядка.
Влияние директивной стратегии установления отношений ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Простые и четкие правила. Высокий уровень дисциплины. Простота и понятность требований. Прозрачность и понятность процедуры оценивания. Четкие границы поведения. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Подавление инициативы и творчества. Оказание давления и зомбирование. Подавление личности и индивидуальности. Иллюзии преобладают над реальностью, а ритуалы – над осознанностью. Отсутствие внутренней мотивации школьников к учению
ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ Объем рассмотренного материала Процент усвоения материала Структурированность материала Теоретический (научный) уровень Соответствие планированию Мотивация Деятельностный компонент Индивидуальность Вариативность Творчество на занятии Затраченное время Количество учащихся Ресурсы Дисциплина.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность
Использование различных стратегий в учебном процессе
Технологии преподавания Компьютерные. Игровые. Диалоговые. Монологические. Проектные. Исследовательские. Ассоциативные. Оценочные. Рефлексивные.
Методы преподавания Рассмотрение ситуаций (Case study). Беседа. Лекция. Круглый стол. Анализ документа. Работа с понятиями. Выбор из имеющихся альтернатив. Моделирование. Анкетирование.