«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Подготовила: учитель математики МОБУ «Солнечная СОШ» Т. Е. Хайрова «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Подготовила: учитель математики МОБУ «Солнечная СОШ» Т. Е. Хайрова
Определение Компетенция = знание + опыт
Можно выделить семь ключевых образовательных компетенций. Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально–трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловая компетенция Даная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Лучше всего для реализации данной компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
Общекультурная компетенция Подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями. То есть учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции. Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный приём вполне применим в школе. Важно при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Учебно-познавательня компетенция Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно,то есть подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Инормационная компетенция Заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Таким образом, реализация данной компетенции, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики
Коммуникативная компетенция Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. То есть создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований. Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Социально-трудовая компетенция Предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально- трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. То есть данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Компетенция личностного самосовершенствования Подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. То есть как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая направлена как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума. С целью реализации данной компетенции, можно применить такой вид деятельности на уроках математики как решение задач с «лишними данными».