Компетентностный подход при аттестации педагогических работников Компетентностный подход при аттестации педагогических работников И.А.Николаевская, методист Городского методического центра
Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. Основные документы по аттестации педагогов: Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержден приказом МОиН РФ от 24 марта 2010 г Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой.
Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации Оценка профессиональной деятельности в процессе аттестации определяется сформированной профессиональной компетент- ностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации. профессионального стандарта педагогической деятельности В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования -7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей (по В. Д. Шадрикову): Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход в аттестации педагогов Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональ- ных задач определяется компетентностью педагога. Оценка профессиональной компетентности педагога по методике В.Д.Шадрикова проводится с позиций системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
. В процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы: - как педагог осуществляет целеполагание, - мотивирует учеников, - разрабатывает программы и принимает педагогические решения, - организует деятельность, - обеспечивает ее информационное наполнение. Применение системно-деятельностного подхода позволяет ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки педагога в процессе аттестации.
Технология системно-деятельностного подхода является основополагающей в реализации концепции ФГОС, ФГТ, в проведении аттестации по Новому порядку на основе методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников под ред. В.Д.Шадрикова. Использование системно-деятельностного подхода можно рекомендовать руководителям образовательных учреждений для организации методической работы в коллективе.
Использование системно-деятельностного подхода в работе с педагогическим коллективом Создание единой системы работы с педагогами: - методическая работа по повышению квалификации; - единая система внутришкольного контроля; - аттестация. Создание информационно-аналитической базы, в основе которой заложены единые критерии профессиональной квалификации: - технологическая карта педагога; - карты мониторинга по различным аспектам профессиональной деятельности; - формирование методического портфолио. Разработка и реализация коллективных (групповых), индивидуальных проектов деятельности.