5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое пространство построения подходов и интерпретации схемы мыследеятельности
Что строим? Схемология, -ведение, -знание, -учение..? Тип мышления/знания Тип дисциплины объектное (теория/эпистеме) -логия практическое (фронезис/prudentia) -ведение Что есть схема для мышления? особый идеальный объект способ «мышления в/на схемах», форма рефлексии
Основополагающие установки ММК «методологический поворот» философского сознания с объектов на мышление (предмет философии – «познание/мышление, и тем самым мир, данный через познание/мышление»; принятие 11-го тезиса Маркса о Фейербахе (об изменении мира) и развитие его в деятельностный подход: «изменение мира через изменение мышления»; утверждение о принципиально коллективном характере мышления и деятельности; установки на рефлексию и схематизацию мышления.
Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 1-й шаг Конференция 2007 г.: доклад на тему «Схемы, пространство- время и мышление» пространственность самих методологических схем пространственная организация методологического мышления, для разворачивания которого эти схемы используются
Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 2-й шаг Конференция 2009 г.: доклад на тему «О программе методологических исследований в области операционализации работы с пространствами схем» сами схемы как задающие/организующие пространства для методологической работы; постановка задачи операционализации способов подобной работы. Но если методологическая схема может задавать пространство, то сами схемы тоже должны рассматриваться в некотором пространстве. Гипотеза: пространство, в которое мы должны помещать схемы, есть пространство методологического мышления.
Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 3-й шаг Статья для тома из серии «Философия России 2-й половины XX века», посвященного Г.П. Щедровицкому идея пространственной организации методологического мышления включена в контекст гипотезы о том, что сутью «методологического проекта» является идея построения и осуществления «универсального мышления» Для методологического мышления быть «универсальным» – значит рефлексивно охватывать другие типы мышления и управлять ими Логика такого «универсального мышления» есть «логика рефлексии» Гипотеза: для методологического мышления формой логики рефлексии является схематизация. Следствия: 1. Методологическое мышление задает пространство собственного разворачивания за счет рефлексии, оформляемой посредством схем. 2. Должна существовать «схема схем», задающая пространство мышления, в котором существуют методологические схемы.
Базовые нормативные принципы методологического мышления – как основа для «схемы схем» Практическое отношение мышления к миру («фронезис»): антинатурализм, «методологический поворот» мышления, деятельностный подход. Практическое отношение мышления к самому себе («метафронезис»): принцип рефлексивной самоорганизации мышления, приводящий к его пространственной (двух- или многоплоскостной) организации. Гипотеза: именно эти нормативные принципы определяют основное отличие методологического мышления от других его типов и задают требования на построение «схемы схем».
Антинатурализм Объект мысли бессмысленно изучать «сам по себе», безотносительно к способу его полагания. Отсюда возникает требование рефлексии способа мышления и форм его организации. В контексте практического отношения мышления к самому себе это приводит к принципу рефлексивной самоорганизации мышления.
Рефлексивная самоорганизация как двухплоскостная организация мышления «Схемы содержательно-генетической логики дают нам возможность изображать делаемое… Эпистемологические схемы требуют различать плоскость объектов действия и плоскость норм действия в оргдеятельностных схемах». - Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр С. 7. двухплоскостное (пространственное) представление процессов «разворачивания» мышления; принцип непараллелизма «разворачивания» процессов мышления сначала в плоскостях знаковых форм и объективного содержания, затем – в плоскостях объектов действия и норм действия; пространственное представление: «ортогональность» объектно-онтологической и организационно-деятельностной «досок».
«Схема схем» - типология схем и их возможных рефлексивных преобразований 4. Схема-принцип 2. Схема «матрешечного» объекта 5. Категориальная схема 3. Теоретическая схема Организационно-деятельностная плоскость 1. Схема пространства Объектно-онтологическая плоскость Сворач.–разворач. Сворачивание Оборачивание
Методологическое пространство построения подходов Подходы – «знаниевые связки совершенно нового типа», обеспечивающие соорганизацию «схем объектов мыследействия со схемами мышления, деятельности и мыследеятельности как таковых» (Г.П. Щедровицкий) в основаниях подходов лежат категориальные схемы организации мышления; каждая достаточно «мощная» логическая категория потенциально может быть развернута в подход – если сможет «зацепить» (или породить) онтологически значимое категориальное понятие; если такого «зацепления» не происходит, то категориальная схема может свернуться в схему-принцип, и тогда вместо подхода получится формальный аппарат или оперативная система; категория может сама превратиться в категориальное понятие, которое затем онтологизируется и на его основе строится теория.
Типы теоретико-деятельностных подходов Уровни онтологической единицы деятельности (по В.Я. Дубровскому): 1) универсум;3) ОТС; 2) сфера;4) акт. Возможные типы теоретико- деятельностных подходов: 1) универсум сфера;4) сфера ОТС; 2) универсум ОТС;5) сфера акт; 3) универсум акт;6) ОТС акт.
Интерпретация схемы мыследеятельности
Принципы МД-подхода движение в рамке «развития мышления»; различение схемы мыследеятельности и идеи мыследеятельности; четкое различение мышления и деятельности, отказ от представления мышления как деятельности; опосредованный характер связи мышления и деятельности (через рефлексию и коммуникацию); введение в представления о мышлении Другого как возможности коммуникации и принципиального указания на коллективный характер мышления; пространственная организация мышления; различение интеллектуальных функций «чистого» мышления, понимания и рефлексии – как эффект группового взаимодействия.