Консультирование и тестирование НУРЛЯМИНОВА З. А. РЦ СПИД Тренинг «Практические модели социального сопровождения и оказания комплексной помощи ВИЧ+ женщинам, в том числе пострадавшим от насилия». Душанбе Ноябрь 12-14, 2009
Консультирование – это конфиденциальный диалог между клиентом и консультантом с целью помочь клиенту справится со стрессом и принять личные решение, связанные с ВИЧ/СПИДом. Консультирование – это конфиденциальный диалог между клиентом и консультантом с целью помочь клиенту справится со стрессом и принять личные решение, связанные с ВИЧ/СПИДом.
Цели консультирования Предоставить пациенту достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе Оказать пациенту психологическую поддержку Предотвратить дальнейшее распространение ВИЧ- инфекции (способы и средства снижения риска инфицирования ВИЧ и ИППП).
Основные задачи консультирования Получение точной информации о ВИЧ/СПИДе (пути передачи, меры профилактики, результаты тестирования) Получение точной информации о ВИЧ/СПИДе (пути передачи, меры профилактики, результаты тестирования) Оказание психологической помощи ВИЧ инфицированным, их родственникам и друзьям для того, чтобы справиться с возможной эмоциональной реакцией Оказание психологической помощи ВИЧ инфицированным, их родственникам и друзьям для того, чтобы справиться с возможной эмоциональной реакцией Обсуждение дальнейшего поведения консультируемого с учётом его жизненных обстоятельств Обсуждение дальнейшего поведения консультируемого с учётом его жизненных обстоятельств Ознакомление со способами и средствами снижения риска заражения Ознакомление со способами и средствами снижения риска заражения
Условия консультирования Добровольность Добровольность Доступность- консультация в любое время на постоянной основе Доступность- консультация в любое время на постоянной основе Конфиденциальность –неразглашение информации третьему лицу Конфиденциальность –неразглашение информации третьему лицу Информативность и последовательность–любая информация должна быть последовательна и изложена простым, понятным языком Информативность и последовательность–любая информация должна быть последовательна и изложена простым, понятным языком Доброжелательность Доброжелательность
Кто проводит консультирование Медперсонал кабинетов ПСК и АТ Медперсонал кабинетов ПСК и АТ Врачи Врачи Медицинские сестры Медицинские сестры Социальные работники Социальные работники Консультанты Консультанты Все специалисты должны пройти соответствующее обучение. Курс ВИЧ-инфекции, содержащий основы консультирования, должен быть включен в учебные планы подготовки врачей всех специальностей, медсестер и социальных работников.
В каких учреждениях должно проводиться консультирование Учреждения, предоставляющие амбулаторное Т и К (анонимные кабинеты, кабинеты ПСК) Учреждения, предоставляющие амбулаторное Т и К (анонимные кабинеты, кабинеты ПСК) Наркологические диспансеры Наркологические диспансеры Венерологические диспансеры Венерологические диспансеры Противотуберкулёзные диспансеры Противотуберкулёзные диспансеры Женские консультации Женские консультации Поликлиники Поликлиники СВА СВА
Последовательность ТиК Предтестовое консультирование Тестирование на ВИЧ Послетестовое консультирование
Алгоритм тестирования и консультирования Осведомленность населения Индивидуальное предтестовое консультирование Предоставляется по желанию во всех учреждениях, в том числе после группового консультирования Отказ от тестирования Беседа о том, как свести риск инфицирования к минимуму. Направление в те или иные службы при необходимости. Согласие на тестирование Провести тестирование Отрицательный результат Беседа о том, как свести риск к минимуму Направление в те или иные службы при необходимости Положительный результат Послетестовое консультирование; Предупреждение негативных последствий; направление в службы оказания помощи ВИЧ-инфицированным НПО, оказывающие поддержку ВИЧ-инфицированным Направление в региональный центр профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом для подтверждения диагноза ВИЧ-инфекции и получения необходимой медицинской помощи и дальнейшего наблюдения.
АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ на ВИЧ и интерпретации результатов Первое тестирование (скрининговое) Положительный результат Второе (дополнительное) тестирование пациента приглашают для повторного забора крови Положительный результат (ИФА+ и ИБ+) Отрицательный результат Выдать результат тестирования Провести послетестовое консультирование, в ходе которого обсудить меры профилактики и пути получения медицинской и других видов помощи и поддержки Выдать направления в соответствующие учреждения и организации для получения помощи и поддержки Если результат первого теста положителен, а второго и третьего – отрицателен, то результат обследования на ВИЧ считается отрицательным. Третье тестирование (для подтверждения диагноза при расхождении результатов предыдущих тестирований При расхождении результатов можно послать образец крови в контрольную лабораторию Отрицательный результат Отрицательный результат
Дотестовое консультирование Что необходимо сделать при проведении дотестового консультирования Подчеркните конфиденциальность разговора Установите причины, побуждающие к обследованию Оцените степень риска в прошлом Установите, сколько времени прошло с тех пор, как клиент подвергался риску заражения ВИЧ Выясните степень информированности клиента о ВИЧ-инфекции (СПИДе) Проанализируйте, как сам факт обследования на ВИЧ повлияет на аспекты жизни клиента Выясните степень информированности клиента относительно процедуры обследования и сообщите необходимые подробности Обсудите значение тестирования Обсудите, кому следует сообщить о положительном результате и как это сделать Оцените стратегии, которые помогут справиться с проблемой в ближайшее время и в дальнейшей жизни Выясните, как раньше клиент справлялся с личными проблемами, в частности, касающимися здоровья Обсудите профилактические меры, которые необходимо применять в будущем
СТАДИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СТАДИИПОВЕДЕНИЕ 1. Отсутствие размышления 2. Размышление Клиент понимает, что своим поведением он подвергает себя риску заражения и собирается изменить его в течение следующих 6 месяцев. Однако, он все еще сомневается, взвешивая затраты со своей стороны и преимущества от возможно измененного поведения. 3. Подготовка Мотивированный, готовый к действию клиент активно планирует изменение своего поведения 4. Действие Следует измененной модели поведения 5. Поддержка Предпринимает попытки для стабилизации изменений и противостояния соблазну сдаться Клиент не собирается изменять поведение. Причины: 1. Незнание последствий своего поведения; Клиент думает, что его поведение не подвергает его риску заражения; 3. Клиент считает, что измениться будет очень сложно; 4. Клиент не хочет думать об изменении своего поведения.
Послетестовое консультирование В случае отрицательного результата Сообщить пациенту результата теста Дайте клиенту время выразить свои чувства Выясните, понимает ли пациент значение полученного результата Проинформировать пациента о *периоде окна* и возможности прохождение теста повторно если был риск инфицирования. Предоставить самую основную информацию о ВИЧ/СПИДе Проверьте и убедитесь в понимании клиентом проблемы ВИЧ. Исправьте ошибочное убеждения и сомнения относительно ВИЧ и обследования. Обсудить более безопасные,с точки зрения возможности заражения ВИЧ,формы поведения Повторите основные моменты,касающиеся профилактики ВИЧ-инфекции. Возобновите взаимоотношения с клиентом. Предоставить информацию об организациях и учреждениях, работающих в области профилактики ВИЧ-инфекции.
Возможные ошибки при проведении консультирования Отсутствие личностного обращения к клиенту Поучения, очевидные и банальные советы как вести себя или как жить Использование специальной терминологии Уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его Контроль спонтанного выражения клиентом своих чувств Осуждение, выраженное в заявлениях, что клиент не отвечает требованиям консультанта Навязывание своего мнения клиенту Необоснованное успокаивание – попытка внушить оптимизм, недооценивая сложность проблемы в понимании клиента Неприятие чувств клиента – заявления, что его чувства должны быть другими Допрашивание – задавание вопросов обвинительным тоном Предоставление советов вместо оказания помощи клиенту в поиске собственных решений
Права клиента Каждый клиент имеет право на: Правдивую и полную информацию Правдивую и полную информацию Доступность услуг Доступность услуг Выбор Выбор Безопасность услуг Безопасность услуг Конфиденциальность Конфиденциальность Уважение чувства его достоинства Уважение чувства его достоинства Комфорт Комфорт Уединенную обстановку при получении услуг Уединенную обстановку при получении услуг Получение услуг в течение необходимого периода Получение услуг в течение необходимого периода Выражение мнения о качестве оказываемых ему услуг Выражение мнения о качестве оказываемых ему услуг