Вводная лекция
нейропсихология патопсихология психосоматика психология аномального развития ( дизонтогенез психики ) психокоррекция и психотерапия
4) проблема развития и распада психики в онтогенезе ; 5) проблема нормы и патологии ; 6) соотношение между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности ( проблема сознания и бессознательного ); 7) исследование строения различных форм психической деятельности ( восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций, личности и др.).
1) Клинико - психологическая диагностика ( психологический диагноз и прогноз ). Типы диагностических задач : а ) клинико - нозологическая диагностика в психиатрической клинике ; б ) топическая психологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга ; в ) личностная ( типологическая ) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно - психических заболеваний и пограничных расстройств ;
г ) функциональная диагностика для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта, результатов медикаментозного лечения и т. д.; д ) диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных аномалиях психического развития ; е ) диагностика в целях психологической коррекции ;
2) К линико - психологическая экспертиза в задачах врачебно - трудовой, судебно - психиатрической, военно - медицинской и психолого - педагогической экспертизы ; 3) клинико - психологические формы воздействия : психологическая коррекция и психотерапия ; 4) социально - трудовая реабилитация больных и восстановление высших психических функций ; 5) деонтологический аспект деятельности клинического психолога.
История клинической психологии связана в первую очередь с развитием психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. В конце XIX в. происходит внедрение экспериментально - психологических методов в психиатрические клиники. Примерами могут служить клиника Э. Крепелина (1879), лаборатория П. Жане в крупнейшей психиатрической клинике Франции (1890), экспериментально - психологические лаборатории в психиатрических клиниках России В. М. Бехтерева в Казани (1885) и С. С. Корсакова в Москве (1886).
Клиническая нейропсихология Экспериментальная нейропсихология Реабилитационная нейропсихология Психофизиология локальных поражений мозга Нейропсихология нормы и индивидуальных различий Детская нейропсихология Нейропсихология позднего возраста ( геронто - нейропсихология ). Экологическая нейропсихология
Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70- х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов.
Высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками : 1) формируются прижизненно под влиянием социальных факторов ; 2) опосредствованы по своему психологическому строению ( преимущественно с помощью речевой системы ); 3) сознательны, произвольны по способу осуществления.
Принцип системности Принцип динамичности, изменчивости. Хроногенный принцип Принцип латеральной специализации. Принцип обязательного участия лобных отделов коры в мозговом обеспечении высших психических функций.
Различают понятия « психотерапия » в узкомедицинском смысле как метод лечения ( частная психотерапия ) и в более широком, включающем в себя организацию труда и быта больных, профилактику и элементы психогигиены ( общая психотерапия ).