Преемственность в развитии социальной компетентности дошкольников и младших школьников Учитель начальных классов МОУ Мурмашинская СОШ 1 Филонова Любовь Сергеевна
Основания преемственности Развитие любознательности Развитие способностей самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения Развитие коммуникативности
Базовые компетентности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из разных источников информации; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (освоение роли гражданина); компетентность в сфере социальной деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (включает разнообразие способов использования свободного времени).
Социальная компетентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально – культурной среде, отношения к ним, реализация этих знаний на практике
Социальная грамотность включает: Мотивационный аспект ( отношение к другому человеку, проявление доброты, помощи, милосердия) Когнитивный аспект (познание другого человека) Поведенческий аспект (выбор этически ценных образцов поведение)
Социально компетентный ребенок Хорошо ориентируется в новой обстановке Способен выбрать адекватную манеру поведения Знает меру своих возможностей Умеет просить о помощи и оказывать ее Уважает желание других людей Может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми Умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме
Компетенция рассматривается через умение обучающихся искать – опрашивать окружающих, консультироваться у учителя, получать информацию думать – устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим, критиковать, занимать позицию в дискуссиях, вырабатывать свое мнение сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать конфликты, выполнять взятые на себя обязанности приниматься за дело – войти в коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, противостоять трудностям, находить новые решения
Качества первоклассника: желание и умение сотрудничать с одноклассниками на уроке и во внеурочной деятельности; умение слушать другого и договариваться о способах совместной деятельности; желание и умение помочь товарищу.
Что приводит к конфликтности общения? Ссоры на перемене и на уроке по мелким поводам. Нежелание принимать участие в совместной учебной деятельности. Негативное отношение и агрессивность к окружающим. Отсутствие друзей в классе. Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах.
Причины нарушения общения первоклассников в школе 1. Незнание русского языка. 2. Заикание у детей. 3. Плохо развитая речь. 4. Эмоционально негативное восприятие школы. 5. Тревожность, замкнутость детей.
Вывод Сочетание разных форм организации обучения и воспитания (индивидуальной, парной, групповой, коллективной) дает учителю возможность развивать межличностные отношения первоклассников и своевременно устанавливать причины нарушения общения школьников и регулировать их.