МОУ «ОХАНСКИЙ САНАТОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» Автор: Загребина Вера Павловна логопед ОХАНСК-2005г
Статистические данные российских и зарубежных исследователей указывают,что недостатки звукопроизношения встречаются у 25%-30% детей дошкольного возраста и 20% детей младшего школьного возраста.
Чтобы правильно произносить звук р необходимо уметь: Узнавать звук р и не смешивать его с другими звуками; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции(уклады), обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
Типы нарушений произношения звука р Замены звука Искажения звука Горловое произношение Л Ы J Г В Щёчное произношение Боковое произношение Носовое произнош ение
Факторы,предрасполагающие к нарушению произношения звука р Аномалии носовой полости и носоглотки : короткая уздечка языка; узкое и высокое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык. Функциональные нарушения органов речи. несформированность навыка выполнения языком произвольных целенаправленных движений; слабость мышц языка. Нарушение фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика развивает умение выполнять точные движения языком,губами,челюстями и помогает научится управлять органами артикуляции,что необходимо для правильного произнесения звуков. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики,которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости речевых органов, отработки определённых положений губ, языка,необходимых для правильного произношения звуков. При выполнении артикуляционной гимнастики в работу включаются все анализаторы: зрительный ( видим предмет и положение органов артикуляции)
Правила проведения артикуляционной гимнастики Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо,ритмично,чётко. Чаще сравнивайте образец с рабочим вариантом (действиями ребёнка) Выполняя упражнения для языка,используйте ладонь своей руки и руку ребёнка,имитируя движения языка. ПОМНИТЕ : гимнастика не должна ребёнку надоедать.Следите,чтобы он от неё не уставал
Критерии оценки качества выполнения артикуляционных упражнений ЧЁТКОСТЬ Плавность Дифференцированность Точность Равномерность Устойчивость Переключаемость
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА Р При постановке правильного произношения звука Р проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название.Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета. ПОМНИТЕ! Важно не количество,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Чьи зубы чище? Улыбнись Покажи верхние и нижние зубы Кончиком языка «почисти» верхние зубы с внутренней стороны,делая движение языком из стороны в сторону СЛЕДИ,чтобы кончик языка не высовывался,не загибался внутрь,а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (работает только язык)
Кто дальше загонит мяч ? Улыбнись Положи широкий передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно звук Ф,сдуть ватку на противоположный край стола СЛЕДИ,чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Нельзя надувать щёки.
МАЛЯР Красить комнаты пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад- Наш маляр работе рад! Улыбнись; открой рот; подними язык к бугорочкам; води, поглаживая кончиком языка,как кисточкой,по нёбу вперёд-назад; следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
! ОХ И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Слегка приоткрой рот; широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы,делая движения языком сверху вниз. Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.
ГРИБОК Улыбнись; приоткрой рот; медленно пощёлкай языком; щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу-из языка получилась «шляпка» грибка; открой рот пошире,удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) - получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. ПОД СОСНОЮ У ДОРОЖКИ ОН СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ. НОЖКА ЕСТЬ,НО НЕТ САПОЖКА ШЛЯПКА ЕСТЬ- НЕТ ГОЛОВЫ.
ЛОШАДКА УЛЫБНИСЬ; ПРИОТКРОЙ РОТ; ПОЩЁЛКАЙ МЕДЛЕННО КОНЧИКОМ ЯЗЫКА; СЛЕДИ,ЧТОБЫ НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ И ГУБЫ НЕ ДВИГАЛИСЬ,А РАБОТАЛ ТОЛЬКО ЯЗЫК. Я лошадка Серый Цок-цок-цок-цок! Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь - прокачу! Цок-цок-цок-цок!
Индюшата Приоткрой рот Положи язык на верхнюю губу и выполняй движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала выполняй медленные движения,потом убыстряй темп и добавь голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет) СЛЕДИ,,ЧТОБЫ язык был широким и не сужался; движения языка были вперёд-назад,а не из стороны в сторону.
БАРАБАНЩИКИ Улыбнись Открой рот и постучи кончиком языка за верхними зубами,многократно и отчётливо произнося звук Д:д-д-д.Сначала звук Д произноси медленно.Темп убыстряй постепенно. СЛЕДИ,чтобы рот был всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.