Шевцова Т.Н. Учитель МОУ «СОШ 2 г. Ершова»
Уровень профессиональной компетентности и профессионализма. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, характеристика потенциала эффективности трудовой деятельности
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. 2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма важно учитывать эффективность профессиональной деятельности [Дружилов, 2001].
Стадии развития профессионализма: а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока; б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев; в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений; г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Возраст, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности Первые 5 лет это время адаптации выпускника вуза к условиям работы в школе лет – период «педагогического кризиса» лет - связаны со вступлением в так называемый кризис «середины жизни» лет – период наиболее высоких результатов труда учителя. Более 25 лет - биологическое и профессиональное старение
Самооценка педагога. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, скрытой боязни отрицательного мнения о себе. Высокая самооценка проявляется в том, что педагог руководствуется своими принципами независимо от мнения окружающих о себе.
Эмоциональное состояние педагогов В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Возникновение данного понятия связано с исследованием различных феноменов и проблем профессионализации и рассматривается в контексте здоровья профессионалов.
Причины возникновения профессионального выгорания физические и нервно – психические нагрузки; Повышенное чувство ответственности Нарушение привычного, размеренного хода школьной жизни (непродуманность некоторых нововведений, излишняя отчётность и т. д.).
Три основные стадии профессионального выгорания На первой стадии происходят изменения на уровне произвольного поведения: забывание травмирующих моментов жизни, «провалы памяти» (например, специалист не помнит, внесена нужная запись в документацию или нет, задан ли планируемый вопрос и какой получен ответ), сбои в выполнении двигательных действий и т.д. (Время формирования:от трех до пяти лет) На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть тех, с кем специалист работает по роду деятельности», появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели: головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. Третья стадия собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Естественные способы регуляции организма Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Саморегуляция Воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
Попробуйте задать себе вопросы: Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного? Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете высокую напряженность или усталость.
Приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Упражнения для снятия напряжения в 12 точках тела Плавно вращать глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдалённом предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и расжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы,, а затем икры ног. Покружить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить эти упражнения 3 раза.
Школе нужен нестареющей учитель тот, который сохранил к зрелости черты молодости, помноженные на опыт и мудрость. Непрерывное самообразование и образование являются факторами молодости, если они опираются на самодиагностику, предполагают постановку новых задач на различных этапах трудовой деятельности. Профессиональное долголетие учителя в его руках.