Кто сильнее?
Лекция 5 Основы развития силовых способностей
План лекции Классификация и характеристика силовых способностей. Факторы, обуславливающие развитие силовых способностей. Сенситивные периоды развития силовых способностей. Методика развития силовых способностей. Критерии и способы оценки силовых способностей.
Литература для самоподготовки 1.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.:ТиПФК, Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС -1970, Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.- М.: ООО" АСТ", с. 4.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.:ФиС, с
Основные понятия лекции Двигательные способности – психомоторные свойства, определяющие целевую предназначенность, качественные признаки и рабочую эффективность мышечной деятельности человека. Физические качества – определенные свойства человека, определяющие его физическую готовность осуществить движения. Силовые способности – психомоторные свойства человека позволяющие преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных напряжений.
Основные понятия лекции Скоростно-силовая способность - психомоторные свойства человека к проявлению усилий максимальной мощности в краткий период времени при сохранении оптимальной амплитуды ДД.
Основные понятия лекции Сенситивный период – наиболее чувствительный к педагогическому воздействию период онтогенеза. Повторный максимум (ПМ)- кол-во повторений в одном подходе.
Мышечная система и ее функции Виды мускулатуры гладкая (непроизвольная) поперечно- полосатая (произвольная) сердечная
Главное свойство мышечной ткани - сократимость. Она обеспечивается благодаря мышечным белкам - актину и миозину. Мышца имеет волокнистую структуру. Каждое волокно - это мышца в миниатюре. Совокупность этих волокон и образуют мышцу в целом. Мышечное волокно в свою очередь состоит из миофибрилл. Различают красные мышечные волокна и белые мышечные волокна. Они содержатся в мышцах в разных пропорциях. Красные мышечные волокна имеют большой запас гликогена и липидов, обладают способностью к длительному напряжению и выполнению продолжительной динамической работы. Белые мышечные волокна сокращаются быстрее красных волокон, но не способны к длительному напряжению.
Медленные волокна Медленные (тонические) мышечные волокна расположены в глубоких слоях мышц конечностей. Они красного цвета, так как в них присутствует миоглобин и цитохромовые пигменты. Клетки медленных мышечных волокон содержат много митохондрий, а саркоплазматический ретикулум развит слабо, содержание гликогена (сложный углевод, который в митохондриях расщепляется на простой углевод) невелико.мышц конечностеймиоглобинцитохромовые пигментымитохондрий саркоплазматический ретикулумгликогена
Быстрые волокна Быстрые мышечные волокна располагаются в поверхностных слоях мышц конечностей, содержат мало митохондрий. Наблюдается быстрое сокращение (в 3 раза быстрее, чем у медленных волокон ) и довольно быстрое утомление. Источником АТФ служат анаэробные процессы (гликолиз), быстро создается кислородная задолженность.мышц конечностеймитохондрий медленных волоконАТФгликолизкислородная задолженность
Режим работы мышц Мышцы человека могут проявлять силу: Без изменения своей длины – изометрический режим При уменьшении длины волокна – преодолевающий режим При увеличении длины волокна – уступающий режим
Классификация С.С. по В.М. Зациорскому (1966) СС Собственно -силовые Скоростно -силовые Статическая сила Медленная сила Амортизационная сила «Взрывная» сила
СС Собственно - силовые Статическая сила Максимальная сила Скоростно - силовые Быстрая сила Взрывная сила Силовая выносливость ДинамическаяСтатическая Классификация С.С. по Ж.К. Холодову
Факторы, обуславливающие развитие силовых способностей Личностно – психический (эмоциональный) Мышечный Гормональный Биомеханический Термальный Фармакологический
Сенситивные периоды развития силовых способностей В 1115 лет начинается интенсивный прирост мышечной массы у мальчиков, который продолжается и после периода полового созревания. У девочек развитие мышечной массы в основном заканчивается с периодом полового созревания. По мнению профессора П.В. Зимкина, в период с 8 до 18 лет сила мышц увеличивается в 2,5 раза.
Динамика развития скоростно- силовых способностей муж жен
Сенситивные периоды в развитии ДС у мальчиков Сенситивные периоды в развитии ДС у девочек
Как развивать силу у школьников? [4] До подросткового возраста - непредельный вес отягощений В период полового созревания – увеличение мышечной массы По окончании полового возраста- развитие максимальной силы (метод максимальных усилий)
1.ФУ С весом собственного тела С весом предметов С противодействием партнера С сопротивлением внешней среды Статические в изометрическом режиме (основные в АФК) С противодействием различных предметов Развитие собственно – силовых способностей
Методы развития собственно – силовых способностей Метод повторных (непредельных) усилий (при условии Р=70-90% от макс). Метод максимальных усилий. Статический (изометрический) метод. Метод динамических усилий. Метод электрической стимуляции. Метод биомеханической стимуляции.
Рост силы при тренировке с отягощениями различной величины (ПМ) Величина силы в ( фунтах) Прирост (фунты) в началев конце ,2563,682, ,0765,334, ,8664,405,54 1 фунт=0,45 кг
Характеристика метода непредельных усилий и его назначение для развития силовых способностей Необходим для увеличения мышечной массы при условии нормированной нагрузки (Р отяг=70-90% от макс; 8-10 ПМ, 3-4 подхода; 2-3 отдых; скорость- умеренная). Необходим для развития силовой выносливости при условии максимального количества ПМ (Р отяг=30% от макс;2-4 подхода; скорость-субмакс). Коррекция массы тела по жировому компоненту при условии нормированной нагрузки (Р отяг=50-70% от макс; ПМ, 3-6 подхода; 3-6 отдых; скорость- умеренная).
Чтобы увеличить объем мышцы надо задействовать медленно сокращающиеся мышцы Лаборатория В. Селуянова
Образец составления методики развития собственно-силовых способностей 1. Выбирается ФУ. 2. Указывается дозировка ФУ: Кол-во подходов. ПМ. Величина веса отягощения (% от максимального). 3. Указывается скорость преодолевающего действия. 4. Обозначается время интервала отдыха (или параметры отдыха) 6 класс. 1.ФУ - Подъем набивного мяча до пояса 2. 3х8-12 ПМ (Р=2 кг) 3. Умеренная интенсивность 4. Отдых между подходами до ЧСС=120 уд/мин
Методика развития собственно- силовых способностей Основные правила!!!! Если главная задача занятия- развитие соб.силы - ФУ на протяжении всей основной части занятия Если для всестороннего развития - в конце основной части (перед ФУ на выносливость)
Развитие скоростно – силовых способностей Упражнения с преодолением веса собственного тела с ускорением (например, прыжки) Упражнения с внешними отягощениями с ускорением (например, метание набивных мячей)
Методы развития скоростно - силовых способностей Ударный. Динамических усилий. Рывково – тормозной. Баллистический.
«Ударный» метод Р отяг=15-35% от макс; 5-8 ПМ, до падения мощности усилий полный отдых; скорость-максимальная.
Развитие силовой выносливости 1. Упражнения с внешним сопротивлением: Вес предметов (до 50% от максимального). 2. Противодействие партнера. 3. Сопротивление внешней среды. 4. Противодействие различных предметов. 5. Упражнения с весом собственного тела.
Методы развития силовой выносливости повторных усилий. круговой тренировки. непредельных усилий с максимальным количеством повторений.
Оценка силовых возможностей 2 способа 1.Измерительные устройства. 2.Контролные упражнения (тесты).
Критерии и способы оценки силовых способностей По мнению Л.А Хасина, В.В Громыко не целесообразно использовать подтягивание в качестве тестового упражнения для школьников младше 12 лет. Тестовые упражнения для мальчиков 7-11 лет: вис на согнутых руках на перекладине; «подтягивание» на низкой перекладине с опорой ногами о пол (землю); «отжимание».
Измерительные устройства F максимальная F относительная = F максимальная Вес тела (кг)
Уникальная книга!!!!!!!!!!!!!!!
Заключение Создание правильной системы силовой подготовки – решающий фактор повышения спортивных достижений в большинстве видов спорта. При недостаточном уровне развития силы страдает ОДА-ФР