Методы и приемы саморегуляции. Психическая саморегуляция (ПС) – это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы саморегуляции. кто - то «расклеивается» на физиологическом уровне (в сон клонит после переутомления, ступор и т.д.); кто - то на психическом.
Advertisements

( от греч. autos « сам » и gennao « рождаю ») Активный психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляции, направленный.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
Коррекционна я работа.. Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
Двигательная активность в детском саду. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает,
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Психологическая подготовка спортсмена - Это совокупность спортсмена психолого-педагогического воздействия применяемых с целью формирования и совершенствование.
Как один их факторов становления личности Печёркина С. Н. МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовила учитель-логопед : МАДОУ «Детский.
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральный университет Влияние гиподинамии, повышенного нервно- психического напряжения, монотонной деятельности.
Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания Подготовила : Дуюнова Анна Павловна.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Соматический компонент здоровья подразумевает.
Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
ФИЗИОПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ Подготовила: Кушегулова А.С 424 группа лечебный факультет Проверила: Галицкая Т.В Астана 2010.
Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстримальных ситуациях.
Транксрипт:

Методы и приемы саморегуляции

Психическая саморегуляция (ПС) – это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности.

О. Микшик, пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях: – кто - то «расклеивается» на физиологическом уровне (в сон клонит после переутомления, ступор и т.д.); – кто - то на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения); – третий – на социально психологическом уровне сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным установкам: бежит с поля боя, жертвует чужими жизнями во имя своей. Человека можно представить, как сложную двухкомпонентную систему, состоящую из телесной и психической подсистем.

Темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека важное условие, с которым следует считаться при индивидуальной работе с разного рода психическими состояниями.

Психологическая саморегуляция. Три возможных пути влияния на состояние Человека: а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова.

Постановка цели, как первый этап саморегуляции. Критерии цели, не приносящей удовольствие: Постоянно думать о проблемах, которым трудно найти решение. Концентрироваться на отсутствующих у вас средствах. Ставить перед собой глобальные цели. Ставить перед собой труднодостижимые цели. Концентрироваться на том, на что вы не имеете никакого влияния. Не утруждать себя определением сроков и критериев.

Методы саморегуляции. Дыхательная саморегуляция : 1. успокаивающее дыхание 2. активизирующее дыхание Нейромышечная регуляция 1. расслабление мышц лица и рук 2. упражнения на напряжение и расслабление групп мышц. Методы самовнушения и визуализации Воздействие на биологически активные точки Снятие болевых ощущений

Снятие зубной боли

Снятие болевых ощущений (снятие головной боли)

Снятие головной боли

Методы и приемы саморегуляции Самостоятельно, после подготовки со специалистом Выполняются самостоятельно Методы саморегуляции Совместно с другими специалистами Только при участии другого специалиста

Методы и приемы саморегуляции активное включение представлений и чувственных образов Приемы саморегуляции изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием Изменение эмоционального реагирования на стресс управление вниманием Изменение субъективной значимости ситуации или особенностей восприятия ситуации

Виды дыхания брюшное ключичное Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол). Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности.

Приемы концентрации внимания Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать. Необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон.

Нервно-мышечная релаксация Метод расслабления мышц тела. Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния. Данный метод является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса. Данная методика состоит из серии упражнений, направленных на напряжение и последующее расслабление, как определенных мышечных групп, так и отдельных мышц, с целью достижения состояния глубокого расслабления. Перед проведением важно определить, есть ли у участника какие-либо противопоказания, связанные с мышечными или нервно- мышечными расстройствами (неврологические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология).

Визуализация. Самовнушение. Визуализация является важной составляющей психологической саморегуляции, представляющая собой умение произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках). Самовнушение – прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушает уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это!».

Аутогенная тренировка обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях овладение методами регуляции мышечного тонуса, релаксация путем представления состояния тяжести и тепла АТ Низшая ступень Высшая ступень

Медитация это система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности. способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми. в аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.

Процесс медитации выход из медитации собственно медитативное состояние расслабление сосредоточение

Идеомоторная тренировка Идеомоторная тренировка позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность ошибок в условиях нештатной работы техники. Идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности.

Идеомоторная тренировка 1. Разминка сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость в пальцах и стопах», «приклеиться к телом к стене» и т.п. Критерии успешности: - появление соответствующих ощущений в теле; - мобилизация, активный настрой на работу.

Идеомоторная тренировка 2. Диссоциированное преставление движения наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения; пошаговое описание, показ движения; обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места; обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте. Критерий успешности: появление микродвижений; возможность представить выполнение движения в разное время суток, года и т.д.

Идеомоторная тренировка 3. Ассоциированное представление движения очень медленно переводят «образ движения», мысленно подключая только те группы мышц, которые активно участвуют в движении; постепенно ускорять до реального времени, при неточностях – вернуться к прежнему медленному темпу; выделение основного элемента, определяющий успешность всего движения; подобрать точную словесную формулировку, позволяющую быстро перейти к оптимальному для этого движения состояния; мысленно повторить все движение слитно, произнося про себя найденную формулу Критерии успешности: желательно, чтобы при этом возникали самые минимальные движения в соответствующих мышцах (происходит установление идеомоторных связей); чувство слитности мысленного образа с включенными в движение мышцами, целостности, слитности движения.

Идеомоторная тренировка Формирование навыков работы во внештатных ситуациях: во внештатных ситуациях: 1.Войти в состояние релаксации; 2.Представить себя в рабочей ситуации. Например: за рулем автомобиля, работающим со сложным оборудованием и т.п.; 3.Мысленно представить свои действия в штатной ситуации и изменения, которые происходят в самой ситуации. Например: рука переключает режим работы оборудования, меняются показатели датчиков, кто находится рядом и т.п.; 4.Представить возникновение нештатной ситуации и свои действия до нормализации обстановки; 5.Привести мысленные представления в соответствие с требуемым темпом.

Ассоциативная методика саморегуляции: Возможно применение методики, как в качестве психотерапевтической, так и психокоррекционной. Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) рекомендуется проводить в закрытой группе. Количество участников в группе не должно превышать человек. Цикл занятий состоит из 10 ежедневных занятий под руководством ведущего. Продолжительность каждого занятия около часа.

Спасибо за внимание