ТЕМА 2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Ощущение 2. Восприятие 3. Представления 4. Память 5. Мышление 6. Речь 7. Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна
Психический процесс Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.
ОЩУЩЕНИЯ Ощущение это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений ; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.
ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные
ВОСПРИЯТИЕ Восприятие это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия
ОСОБЕННОСТИВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬПРЕДМЕТНОСТЬ АППЕРЦЕПЦИЯОСМЫСЛЕННОСТЬ КОНТАКТНОСТЬЦЕЛОСТНОСТЬ СТРУКТУРНОСТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ СИГНАЛЬНАЯРЕГУЛИРУЮЩАЯНАСТРОЕЧНАЯ Представление это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ВИДАМ АНАЛИЗАТОРОВ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СЛУХОВЫЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ ЕДИНИЧНЫЕ ОБЩИЕ ПО СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПО ПРОДОЛЖИ- ТЕЛЬЛНОСТИ ОПЕРАТИВНЫЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ
П А М Я Т Ь Память это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗАПОМИНАНИЕСОХРАНЕНИЕВОСПРОИЗВЕДЕНИЕУЗНАВАНИЕЗАБЫВАНИЕ ВИДЫ ПАМЯТИ НАГЛЯДНО- ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМБЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ М Ы Ш Л Е Н И Е МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ - АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ - ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ - ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ
Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬСОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.
ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ
ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых
ВНИМАНИЕ Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального. ФУНКЦИИ Отбор Удержание Регуляция и контроль
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ сосредоточенность устойчивость интенсивность колебания объем распределение переключаемость
ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное постпроизвольное
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998