Ребенок идет в школу
Формула готовности к обучению в школе ЖеланиеВозможности Психологическая готовность к школе Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) это тот уровень, морфологического, функционального и психологического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка
Познавательная активность (мотивационная готовность) любознательность; активное восприятие информации, проявление интереса - задает вопросы, выполнение заданий педагога с интересом способность работать самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах
Социальная готовность (коммуникативные навыки) способность устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми, а также адекватно воспринимать и реагировать на ситуацию способность чувствовать себя членом группы; понимание значения правил общения и умение соблюдать их умение слушать;
Организованность деятельности (произвольность, волевая саморегуляция) удержать цель деятельности, умение планировать свою деятельность (не действует хаотично, метолом проб и ошибок) выбирать адекватные средства для решения поставленной задачи трудности в работе (способность проявить усилие), умение доводить начатое до конца
Пространственная ориентация умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства); умение определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив (освоение внешнего пространства); умение ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления; конструировнаие и копирование; "квазипространственные" (логико- грамматические) конструкции. способность различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на-за, перед- возле, сверху – снизу, справа – слева и т.п.)
Моторная готовность уверенное владение всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнуровка ботинок и т.п.) владение своим телом (в сохранении равновесия движения скоорденированны, ловок) способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения умение адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними, владение тонкой моторикой (способность срисовывать простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов) способность копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов
Интеллектуальная готовность Мышление Способность к систематизации и классификации (умение сравнивать - находить общее и различия предметов, явлений, процессов) Способность к анализу причинно-следственных связей Способность к логическим действиям Умение выделять существенное в явлениях
Интеллектуальная готовность Внимание способность к произвольному вниманию (устойчивость внимания минут), не отвлекаясь (сосредоточенность), даже если деятельность не очень интересная способность переключаться с одного вида деятельности на другой (не переключаться постоянно на любой внешний раздражитель)
Интеллектуальная готовность Слухоречевая и зрительная память способность к непосредственному (механическому) запоминанию 5-6 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении способность к произвольному запоминанию 8-10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами способность овладеть приемами логического запоминания (соотнесение по смыслу) способность выучить стихотворение в 4-8 строк после нескольких повторений
Интеллектуальная готовность Речевое развитие способность произносить все звуки родного языка способность к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова) достаточный словарный запас, позволяющий выразить мысль, описать событие, ответить на вопроси т.п. способность грамматически правильно строить предложение, правильно используя предлоги, приставки, союзы умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам в речи нет незаконченных предложений, несвязанных мыслей способность передать интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний, пауз в середине слова и т.д.)
Здоровье не было (нет) частых простудных заболеваний (3-4 раза в год) нет тяжелых и хронических заболеваний хорошо и спокойно засыпает и спит нет навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, обкусывание ногтей и т.п.)