Создание кабинета здоровья – одна из эффективных форм здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин (из выступления на Форуме партии Единая Россия и Союза педиатров России г.)
Забота о здоровье детей Воспитатель может сделать для сохранения и укрепления здоровья детей не меньше, чем врач !
Две альтернативы создания здоровьесберегающей среды Субъект- объектный Субъект- объектный Субъект- субъектный Субъект- субъектный Формирование здоровых моделей поведения Формирование здоровых моделей поведения Активное участие детей в здоровьесберегающей деятельности, социальных практиках. Активное участие детей в здоровьесберегающей деятельности, социальных практиках. Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в дошкольном учреж дении Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в дошкольном учреж дении
Цель создания кабинета: создание условий для целостного восприятия детей представлений о здоровье и на основе их принятия моделей ( пищевого, двигательного, гендерного, интеллектуального, эмоционального ) здорового поведения. Работать в кабинете должен координатор (или тьютер) по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Оборудование Кабинет должен быть оснащен интерактивной доской медиапроектором, компьютером и ноутбуком, подключенным к Интернет - сети, в кабинете должны быть принтер, сканер, столы - трансформеры.
Условия, соответствующие СанПиНам Оптимальная учебная нагрузка Рациональный двигательный режим Эффективные технологии обучения Рациональный режим обучения Сбалансированное питание Психологическая и социальная поддержка Охрана психического здоровья Своевременные медицинские услуги
Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Социальный педагог и инспектор по охране прав детства Управляющий совет
Кабинет здоровья является элементом единой системы здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, включающей: Медицинская служба; Психологическая служба; Физкультурно-спортивный комплекс; Служба социальной поддержки; Методическая служба; Система классного руководства; Система тьютерского сопровождения
Содержательно кабинет здоровья должен нести образовательно – просветительскую функцию, помогая ребенку получать необходимую информацию по вопросам здоровья, стимулировать его исследовательскую деятельность в отношении здоровья, используя как средства кабинета здоровья так и возможности информационного центра и других служб образовательного учреждения. Кабинет позволяет проводить все виды занятий (в системе дополнительного образования) по вопросам здоровьесбережения, как с воспитателями, так и с родителями и учащимися. Кабинет создает условия для мотивации детей к формированию моделей здорового поведения, создавая соответствующие комфортные условия и через работу тьютера по вопросам здоровьесбережения: занятия, индивидуальные консультации и активное включение в соответствующие мероприятия - практики здоровьесберегающей направленности.
Целевые группы воздействия: Дошкольники - через тьютера и воспитателей. Родители - через воспитателей и совет. Воспитатели – через руководителя Мероприятия с детьми: Воспитательные часы по вопросам здоровья. Мероприятия дополнительного образования посвященные вопросам здоровьесбережения. Консультации специалистов медицины (реальные и через дистанционные консультации информационного центра). Занятия, посвященные здоровью. Лекции специалистов из социальной защиты, наркоконтроля, медицинских учреждений, наркодиспансера и т.д. Подготовка проектов, рефератов, исследований по вопросам здоровья.
Структура кабинета здоровья Образовательная зона Методическая зона Инфраструктура образовательного учреждения: Информационный центр, физкультурно – оздорови тельный комплекс, Система классного руковод ства Тьютерское сопровождение Прочие службы содействующие Здоровью: Психологическая, медицинская, социально- педагоги ческая, Фитомодуль, профилактический, Информационный модули Длявоспитателя, Для родителей, Для детей Нормативное обеспечение функционирования кабинета, Должностные обязанности тьютера, режим функционирования Методическая литература, Пособия, программы, сценарии мероприятий, видеоматериалы
Образовательная зона ФИТОМОДУЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ
Профилактический модуль Представляет собой комплект программ профилактической направленности, рассчитанной на работу с учащимися и родителями по предупреждению распространения наркомании в молодежной среде, диски с законодательством в сфере борьбы с распространением наркотиков, социальные видео и медиаролики: стандартные, и разработанные учащимися, а также лента – ростомер, напольные весы (для физической самооценки учащихся) и офтальмотренажер, предупреждающий зрительное переутомление и наглядные пособия, предупреждающие «основные школьные болезни»
Офтальмотренажер Гимнастика для снятия спазма аккомодации «Метка на стекле»: нарисовать на оконном стекле метку диаметром 3 мм, на уровне глаз. Переводить взгляд с метки вдаль (на улицу) и обратно. Повторять упражнения ежедневно в течение 1 минуты. «Вращение глазами» по часовой стрелке (вверх, вправо, вниз, влево) – 1 мин. Против часовой стрелки – 1 мин. «восьмерка» (вверх, вправо, вниз, вверх, влево, вниз), повторять 1 мин., затем в другую сторону ( вниз, вправо, вверх, вниз, влево, вверх)– 1 мин. Закрыть глаза ладонями ( не прижимая крепко), расслабить мышцы глаз.
Должна содержать всю необходимую литературу и электронные носители с материалами по вопросам здоровьесбережения, которыми учреждения должны быть оснащены полностью. Одновременно модуль предназначен для работы учителей и учащихся. В модуле должны быть представлены серии классных часов по здоровьесбережению, сценарии акций и мероприятий по здоровьесбережению Методическая зона Методическая литература, Пособия, программы, сценарии мероприятий, видеоматериалы Нормативное обеспечение функционирования кабинета, Должностные обязанности тьютера, режим функционирования
Предполагаемые результаты Актуализация представлений о здоровье в единую целостную систему; Создание алгоритма здоровых моделей поведения. Формирование развивающей, здоровьесберегающей образовательного среды Формирование ценностного отношения к здоровью и его составляющим.
Спасибо за внимание!